Главная » Журналы » Промышленные месторождения (разработка)

1 ... 41 42 43 44 45 46 47

мешают движению рабочих. Суш;ествует несколько систем механич. то.чкателей-напр. сист. Heckel (фирмы Diisterloh),электрический толкатель системы Gewerkschaft Eisenhutte, Demag и др.

На случай разрыва подъемного каната для предохранения клетей от падения в шахту они снабжаются парашютами. Парашюты по действию захватов (кошек) делятся на парашюты врезывания (в проводник), трения и эксцентриковые (действующие одновременно и врезыванием и трением). Пример эксцентрикового парашюта для канатных направляющих приведен на фиг. 16. Эксцентриковая головка а помещена в обхватывающую канат коробку б; рычаг в головки на одном конце несет груз, другой конец соединен с нруживой г; этот рычаг подвешен на цени д к серьге подъемного каната; при обрыве каната рычаг в под действием пружины и груза падает вниз; эксцентриковая головка зажимает направляющий канат, врезываясь в него. Классификация всех систем парашютов представлена на следующей схеме.

Парашюты д.пя деревянных направляющих

Принцип врезывания

-Мюнцера -Уедейтша Фонтена

Принцип трения

Лессинга -Кания-Кунца

Экспентри-ковые

---Вите-Гранда

-Герлях-Бемке

Действие, не cfязанное с клетью

Дейстгие, связанное с клетью

Парашюты для железных направляйэщих

Принцип трения

Мюнцера Либотта Гиперсиля

Действие, связанное с клетью

Действие, не связанное с клетью

Парашюты для канатных направляющих

Принцип трения

Зольфриана- Мюнцера

Эксцентриковые

Парашют по фиг. 16

Действие, связанное с к.летью

Своевременная остановка клети в конце ее подъема нри современных бо.чьших глубинах шахты и больших скоростях подъема имеет большое значение. Приспособления,предохра-

няющие от излишнего подъема клети (от не-реподъема), разделяются на устройства, действующие на клеть, и ириснособлепия, влияющие на ход подъемной машины. К первым относится сближение нанрав.чяющих (проводников) под верхней приемной площадкой; вследствие трения .чан о проводники клеть останавливается. Чтобы клеть не упала в шахту (в случае поломки звеньев цени от удара о шкив), устанавливают на соответствующей высоте копровые ку.чаки. Более нелесообраз-ным средством является ириснособление для выключения каната (конструкция Haniela-Lnega). Указанные устройства применяются только в том случае, если э.чектрическая подъемная машина не имеет двух автоматически действующих устройств (обязательньгх при максимальной скорости подъема людей выше 4 mjck и грузов выше б mjck), гарантирующих невозмолсность поднятия к.четей под направляющие шкивы (например ограничители конечной скорости и концевого выключателя); для всех паровых подъемных установок сближение направляющих и устройство аварийных копровых кулаков обязательно. Д.чя правильного управления под7:>емной машиной устанавливается указатель глубины. Он состоит из двух ма.леньких салазок, двигающихся по колонке вниз и вверх; положение салазок и скорость нх движения соответствуют положению и скорости двшкения клети в шахте (в уменьшенном масштабе). Существуют и другие указатели глубины и скорости подъема. В чисто грузовых подъемных вертикальных шахтах наибольшая скорость V подъема д. б. не более величины, даваемой ф-лой V = УаН, где Н-высота подъема в м, V-скорость в м/ск-, а-постоянная величина, зависящая от рода двигателей. В указанных подъемных установках с паровыми двигателями постоянная а не должна превышать 0,5; в подъемных установках с электрическими двигателями без автоматич. останова ностояннаяане должна превышать 0,525, а при автоматич. останове 0,75. Преде.чьные скорости подъема .людей приведены в табл. 3.

Табл. 3. -Подъемные скорое thv (в м/сп) подъема людей в клетях.

Высота подьема Н в м

Установки с паровыми двигателями

Установки с электродвигателями без автоматического останова

Установки с электродвигателями с ан-томатнческим

остановом

2,-1

2,-15

2,75

3,16

3,50

3,90 4,75

3,87

4,25

4,47

4,90

5,50

5,00

5,.50

6,10

0,10

6,70

7,50

7,07

7,80

8,70

10,0

10,4 .

10,8

10,9

11,5

12,0

11.7

1: ,0

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

1- ,0

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

9 Ю

12,0

12,0

12,0

1 ООО

12,0

12,0

12,0

Г. Э. т. XIX.

Здесь скорость v вычислена по ф-ле г>= УаН до высоты подъема, к-рая соответствует предельной скорости 10 м/ск, а выше подформуле г' = 8,3-Ь0,017 Я, которая дает несколько ббльшие значения.



Подъем в скипах. Конструкция скинов в настоящее время и самые скиповые установки имеют больщое разнообразие. Различают скипы ио способу нагрузки, по форме кузова скипа и по роду применения в вертикальных или наклонных HiaxTax. Классификация скинов представлена на следующей схеме.

Скипы

1 тип-опрокидывающийся II тип-разгружающийся (кимберлеевскип) через дно (леплеевский)

Для наклонных шахт

Призматич. форма

Для вертикальных шахт

Для вертикальных шахт

Призматич. форма

Бока-лообр. форма

Призматич. фо;г-ма-скип

вертикальный

Призматич. форма-скип наклоняющийся

При СКИПОВОМ подъеме в наклонных шахтах задние колеса скипа имеют более широкий обод (150-200 мм), чем передние (75 мм). На поверхности у разгрузочной площадки шахтные рельсы а (фиг. 17) изогнуты; в месте перегиба прокладывают рельсы б с более широкой колеей, по которой продолжают катиться задние колеса скина; передние колеса катятся по изогнутым рельсам в, благодаря чему скип принимает наклонное положение и содержимое его высыпается. Кузов описываемого сйи-па склепывается из котельного железа и может вращаться на оси г; на оси укреплена рама д; к кольцуее прикрепляется подъемный канат. Боковые и,передние стенки имеют толщину 8-12 мм; дно и задняя стенка толщиной 10-16 мм; они устилаются деревянными доскадти, обшитыми листовым железом. Поне-



Фиг. 17.

речное сечение кузова обычно квадратное, глубина же достигает троекратной ширины. В виду большой нагрузки скинов рельсы применяются наиболее тяже.чых профилей и хорошо укрепляются. В вертикальных шахтах опрокидывание скипов происходит следующим образом. Скип а (фиг. 18) движется по проводникам, обхватываемым лапами б; он может качаться в раме е вокруг оси г; у переднего koi ца скипа укреплен ролик д\ При подходе к разгрузочной площадке этот ролик попадает на изогнутый путь с, в то время как рама в продолжает подниматься вверх, благодаря чему скип принимает наклонное по.чожение'и опоражнивается. Для того чтобы скин при обратном ходе не заклинился или не оиусти.чся вверх дном, к раме ниже скипа прикрепляют особый буфер или же устраивают допо.ч-ните.чьиую кривую направляющую, по которой катится ролик д при излишнем подъеме

скипа. На фиг. 19 изображен скин, разгружающийся через дно, после того как будет открыт заслон. Открывание заслона производится автоматически при посредстве изогнутых по особой форме железных направляющих и скользящему по ним ролику. Схема механизма,управляющего открытием заслона, приведена на фиг. 20. Заслон а петлями вращается на оси б, помещенной в пункте в скипа; в пункте г на заслоне укреплена тяга, д, шарнирно связанная с жестким треугольником е, вращающимся вокруг оси ж, леисащей в подшипниках, неподвижно связанных с рамой скина. В верхнем уг.лу треугольника укреплен ведущий роли л 3. При полном открывании за-


-Irr-П

слона последний перекрывает неподвижный жолоб и, укрепленный на копре, чем предохраняется падение кусков ископаемого в шахту. Существует несколько других ирисиособ-лений для открытия заслона. В наклонякн щихся скипах ось вращения корпуса скипа помещена в верхней части рамы. Наклонение его достигается с помощью ролика или специальными двигателями, действующими сжатым воздухом.

Нагрузка скипов может производиться непосредственно из доставленных от забоя вагончиков (в шахтах небольшой производительности) или из бункеров емкостью для одного скина или с запасом на 1-I/a часа работы скина. При разде.чении нагружаемого материа.ча по сортам нагрузка совершается из нескольких бункеров. На фиг. 21 изображена нагрузка скина у руднично1ГО двора шахты. На фиг. 22 изображено оригинальное устройство для нанолнения скипов на одной немецкой угольной шахте. Вагончики с грузом подкатываются к двум опрокидывателям а, откуда уголь попадает на грохот б; отсеянный уго.ль идет на .ленту в, а мелочь попадает в бун1гер г. Уголь с ленты поступает в дробилку d и на транспортную ленту ft, распределяющую уголь по бункерам 1-4. Под бункерами находятся две рядом расположенные ленты, подводящие уголь к дозатору ою, расположенному на платформе для взвешивания. По рештакам з уголь попадает в скип и. Выработки к, л, м сообщаются между собой при помощи подъемника п.. Каждый бункер содержит 250 т угля.



При сравиении опрокидывающихся скипов с разгружающимися через дно-первые имеют преимущества: 1)по простоте, жесткости и прочности конструкцгш, 2) по легкости и равномерности разгрузки,3)по меньшему весу и стойкости (применение скипов с нижней разгрузкой особенно целесообразно при переоборудовании существующих шахт с небольшим сечением и невысоким надшахтным зданием). Применение скипов исключает возможность подъема людей и материалов; в виду этого приходится иметь или отдельные шахты (неглубокие шахты в США), или клеть-евой и скиповой подъемы располагают в той же шахте бо.чьшого диаметра (фиг. 23), или наконец скип и йлеть подвешивают на одном канате.


Фпг. 19.



мерное потребление энергии подъемом, 11) возмояшость применять при разработках вагонетки с бо.чьшей емкостью (меньший вагонный парк, меньший износ их), 12) возможность точного взвешивания, 13) лучшая вентиляция

При сравнении скипового подъема с клеть-евым первый имеет следующие преимущества: 1) ббльшая производи-те.чьнбсть подъемной шахты, 2) соверпюнная механизация нагрузки и выгрузки, 3) надежность действия, 4) меньшее сечение шахты при равных других условиях, 5) более выгодное отношение полезного груза к суммарному, 6) меньшая мощность подъемной машины, 7) при той же производительности возмолсность подъема с меш^пит-ми скоростями и ускорениями (меньший износ канатов, машин), 8)вслед-ствпе устройства бункеров бб.чьшая независимость под7,ема от других горных работ, 9) спокойный ход скипов (увеличивается срок слул-сбы проводников, .lan), 10) сравнительно равно-


рудника (меньшая /- скорость движения скипов в шахте и небольшая площадь сечения, занимаемая скинами), 14) более низкая стоимость надшахтного зда-ния(высокая башня с минима.чьной площадью но.ча). К недостаткам скипового подъема относятся: 1) большие затраты но оборудованию руднич-ньгх дворов (бункера, приспособления для нагрузки), 2) необходимость оборудования отде.чьного подъема для спуска людей и матерпа.лов, 3) бсльшее измельчение и пыле-

Фиг. 22.

Фиг. 21.


\ образование ископаемого, 4) трудность :; : - падзора за ЧИСТОТОЙ по.лезного ископаемого и трудность разделения его по сортам и 5) бб.льшая глубина зумпфа шахты. Р. п. в обыкновенных клетях преимущественно распространен в СССР и Европе;



подъем в скипах, в клетях с наклоняющейся платформой и в опрокидывающихся клетях широко применяется в Америке; за последнее время подъем в скипах начинает распространяться все больше в Европе. В СССР на шах-



Фиг. 23

тах с большой производительностью имеется несколько установок шахтнбго подъема с он-рокидными клетями и со скинами.

Органы навивки каната. По органу навивки каната подъемные установки подразделяются на установки с барабанами или шкивами постоянного радиуса навивки и переменного радиуса навивки. Классификация органов навивки приведена на следующей схеме.

Органы навивки каната I тип-органы с постоянным радиусом навивки

Цилиндрич. барабаны

Система Кепе (фиг. 26)

Для каждо- Общий для го каната обоих кана-(фиг. 24) тов (фиг. 25) II тип-органы с переменны.м радиусом навивки

Конич. барабаны (фиг. 27)

Бицилиндроко-нич. барабаны

Бобины (фиг. 30)

Для каждого каната (фиг. 28 и 3i)

Обпщй для обоих канатов (фиг. 29)

Цилиндрич. барабаны благодаря простоте конструкции дешевы и имеют в СССР большое распространение. На новых шахтах Донецкого и др. бассейнов установлены б. ч. подъемные машины с такими барабанами без нижнего подвесного каната для глубин меньших 300 лг и с нижним подвесным канатом-для


Фиг. 24.


Фиг. 25.

ббльших глубин. При системе Кепе для обеспечения достаточного сцепления между подъемным канатом и ободом шкива трения при всех положениях клетей необходим подклетьевой или хвостовой канат. Эта система аналогична передаче гибкой связью; направляющие шкивы и шкив трения расположены в одной вертикальной илоскости. Система Кепе

применяется главньпм образом в Германии. В СССР имеется несколько установок системы Кепе. Конические барабаны удобны для работ на значите.чьных глубинах.


так как ири этом подъеме не требуется тяжелый нижний канат. В начале подъема навивка производится на малый радиус, а при окончании подъема-на большой; при спуске- наоборот. Конические барабаны применяются гл. обр. в Германии и Англии. На бици-линдроконических барабанах канат первона-ча.11ьио навивается на ма.чом ци.чиндре, затем



Фиг. 28.

Фиг. 29.

на конической части и на большом цилиндре, являющемся общим для обоих канатов. Бици-линдроконич. барабаны применяются гл. обр. во Франции и Англии для больших глубин. Эти барабаны но своей конструкции более компактны, чем конические, и имеют лучшее уравновешивание. В Америке при малых глубинах для опрокидных клетей применяются эти барабаны с резким профилем и большим углом подъема конуса. В СССР имеется несколько установок с бицилиндроконич.барабанами. В Подмосковном


Фиг. 30.

Фиг. 31.

каменноугольном бассейне для шахт малой глубины возможно развитие двух видов подъемных установок; нри применении обыкновенных клетей наиболее простыми и удобными будут электрич. лебедки с цилиндрич. барабанами. При применении клетей с наклоняющейся или переворачивающейся платформой (америк. типы)возможно и распространение америк. системы подъема с бицилиндроконич. барабанами резкого профиля, соеди-



ненными зубчатой передачей с асинхронным мотором. Бобины служат для навивки плоского каната (аналогично с навивкой киноленты). Для плоских алойных канатов бобины очень удобны; нри навивке плоских металлич. канатов благодаря неравномерной свивке иногда получаются перекосы каната, вызывающие увеличение напряжений в отдельных проволоках, что ведет к сокращению срока службы каната. Бобины нашли применение во Франции и Бельгии. Установки с бобинами для экс-плоатационных работ в настоящее время в СССР не проектируются, но зато находят нрименение при проходке глубоких шахт, так как с изменением высоты подъема легко моя-с-но регулироват1>дл.чну каната и иметь одновременно хорошее уравновешивание.

Системы уравновешивания Р. п. Различают два вида систем уравновешивания: неуравновешенные системы и уравновеигенные системы. К.чассификация их приведена на счедующей схеме.

Системы уравновеихивания подъема I

Неуравнове- Статически ура в- Динамически шенная сис- новешенвая сис- уравновешенная

система

Полное статич. уравновешивание

Частичное Полное

статич. динамич. уравнове- уравновешивание шивание

I Частичное динамич. уравпове- шивание

Сист. Сист.

акад. Федо- проф. Макарова рова

Неуравновешенная система имеет место при цилиндрич. барабанах без нижнего нодвесно-го каната. Полное статич. уравновешивание достигается подвеской нижнего каната одинакового ногонного веса с подъемным канатом. Частичное статическое уравновешивание достигается подвеской нижнего каната с ногон-ньп 1 весом,меньшим,чем у подъемного каната, или же применением установок с неременным радиусом навивки. Динамическое уравновешивание достигается подвеской нижнего каната с бб.чьшим погонным весом, чем подъемный (т. н. система с тяже.чым нижним канатом), или ирименением барабанов с неременным радиусом навивки с более резким профи л ем барабана. При системе динамического уравновешивания, иредложенной акад. Федоровым (т. и. гармонический Р. п.), с полным уравновешиванием си.ч инерции применяется специально рассчитанный тяжелый нижний подвесной канат, чем достигается постоянство момента вращения в течение всего подъема. Сист. но.аного динамич. уравно-вегиивання, пред.чожеппая проф. Макаровым, основана на применении специально рассчитанного профиля барабана.

П рив од ы. По роду привода установки бывают с паровыми подъемными машинами и электрическими подъемными машинами, среди к-рых можно выделить три основнрче системы: а) с асинхронным подъемным двигателем трехфазного тока и зубчатой передачей (ординарной или двойной); б) с подъемным двигателем постоянного тока и умформерной группой сист. Леонарда (с зубчатой передачей или без нее, с непосредственным соединением вала барабана с валом тихоходного мотора); в) то же, но только добавляется маховик Ильгнера в

умформерной группе и регулятор скольжения для асинхронного мотора в умформерной груние. Область применения трех перечисленных систем установки с асинхронным мотором применяется сравнительно меньшей мощности и г.чавным образом на тех установках, где режим работы двига^те.чя мало меняется,-например скиповые подъемы и клеть-евые подъемы с мало меняющимися функциями подъемов, где возможна работа с одинаковыми максимальными скоростями подъема. К недостаткам установок с асинхронным мотором следует отнести большие нагрузки на элек- трич. подстаннии при пуске машин в ход (пусковая мощность составляет обычно ок. 180% от установленной подъемного мотора); к достоинствам-меньшая стоимость их. Установки с умформерной группой сист. Леонарда благодаря возможности производить регулирование скорости Р. п. почти без потерь энергии позволяет выбрать диаграммы подъема, дающие небольшие перегрузки на э.чектриче-ской подстанции, и кроме того легко автоматизировать подъем. Для очень крупных установок, где необходимо выравнять нагрузку станции, применяется система И.чьгнера-Леонарда: маховик умформернох! группы накопляет энергию в моменты неполной нагрузки асинхронного мотора и возвращает ее при перегрузках. Схема установки по системе Леонарда приведена на фиг. 32, где 1- подъемный мотор иостоянного тока с независимым возбуждением 2 ;5- пусковая динамо с независимым возбуждением 4; 5- умформерный мотор ; 6-динамо-возбудитель; 7-рео-стат; 8-шины, питающие обмотки возбуждения 2 и 4; 9- разъединители; 10-автоматический максима.чьный выключатель; 11-барабан подъемной машины.

На фиг. 33 представлена выпо.дненная фирмой AEG детальная схема коммутации двух одновременно работающих подъемных машин, э.лектрифицированных по системе Ильгнера-Леонарда с общим умформерным агрегатом.

Расчет каната. Средняя прочность всех проволок каната д.б. не менее 110 кг/жи и не бо.чее 180 кг/.м.м,-. В настоящее время применяют иск.лючительно прово.лочные канаты из тигельной стали с вре?-.!ениым сопротив.лением на разрыв 140-180 кз/лш. Расчет подт.ем-ного каната для вертикального подъека благодаря почти пропорциональности ногонного веса каната его разрывному сопротивлению 1 удобнее производить (в отношении определения погонного веса каната) по ф-.ле акад. М. М. Федорова:

7R -о--- О

где Qo-вес концевого груза в кг, -временное сопротивление проволок каната на разрыв в кз/ж', т-запас прочности каната, у-вес 1 металла каната в кг, fi-коэфициент, учитывающий утяжеление каната благодаря наклонному положению проволок в канате после свивки и наличию сердечников.


Фиг



При расчетах обыкновенно принимают К^ = = (150-f-160)-10 кг/м^; т = 7 для исключительно грузовых подъемов; .ш = 8--9 для подъемов, которые обслуживают также спуск и подъем людей; у=7 800 кг/м^ для тигельной

стали;Д = 1,15-=-1,35,А=,где q в кг/м-погонный вес нижнего подвесного каната (Д=1 для подъемов без нижнего каната или с нижним подвесным канатом одинакового погонного веса с подъемным, А>1 для Р. п. с нижним подвесным канатом большего погонного веса, чем подъемный); Щ в м-вертикальная длина каната от оси нанравляющего шкива до нижней погрузочной площадки в шахте. По рассчитанному погонному весу де.чается выбор каната но каталогу и проверяется запас прочности выбранного каната. П р е д е л ь ны е углы отклонения каната на направляющих шкивах и барабанах в плоскости струны каната от п.чоскостей, перпендикулярных к оси направляющего шкива или барабана, практикой установ.чены в 1°30. Наименьшая допустимаяЧхаклонная длина L (в м) струны каната, соответствующая предельному углу отклонения каната в 1°30, м. б. определена по следующим ф-.чам:

Д.чя установок с одним общи:\1 барабаном

L ,-19B, (1)

для установок с двумя барабанами

L n 19 (2 В + а - S) (2)

или

L ,/ 19 (S - а), (3)

где В в м-ширина барабана, на которой производится навивка каната; а в м-внутреннее расстояние между навивочными частями двух барабанов; S в м-расстояние меледу осями направ.чяющих шкивов в плоскости, параллельной оси барабанов. Для расчета принимается наибольшее значение из ф-.ч (2) или (3). Отношение наименьшего диаметра барабана и.чи шкива к наибольшему диаметру проволок, составляющих канат, должно быть не менее 1 200 нри стали с сопротивлением на разрыв 120 кг/мм; нри более крепкой стали это отношение может быть уменьшено, но не ниже, чем до 1 ООО. Отношение диаметра барабана и направляющих шкивов к диаметру каната до.чжно быть не менее 80 в установках на поверхности.

Расчет подъемных установок с постоянным радиусом навивки производят, исходя из двух раз.чичных ио.чожений. 1) В основу расчета принимают оиреде.ченный закон движения подъемного сосуда, т. е. кинематику подъема, в связи.с чем по.чучается определенный закон изменения моментов вращения на валу барабана, а следовательно и мощности двигате.чя. 2) В основу расчета при нимают определенный закон изменения момента вращения подъемной машины (чаще всего постоянство момента вращения в течение всего периода подъема или части его), что приводит как счедствие к опреде.ченному изменению скорости и ускорения подъема подъемных сосудов (например изменение скорости по закону кругового или гиперболич. синуса, изменение ускорения ио закону кругового или гиперболич. косинуса). В качестве основного динамич. ур-ия подъемной машины с постоянным радиусом навивки независимо от способа расчета можно пользоваться ур-ием

акад. М. М. Федорова для усилия (в кг) на окружности навивки:

F ]cQ - А(Н - 2х) + Mj кг, где Q-полезный под1имаемый груз в кг; к- грузовой коэф., учитывающий сопротивление движению до барабана (й; = 1,1-1,25); Л = = q-p в г/лг-разность погонных весов нижнего подвесного и подъемного канатов; Н-полная высота Р. п. в м; х-путь в м, пройденный подъемным сосудом от начала Р. п.; М-масса всех движущихся частей подъемной установки, приведенная к ркруж-

ности навивки каната на барабан в ;

j-линейное ускорение подъемного сосуда в ж/ск. Определение мощности подъемного мотора производится по ф-.че

где Q-максимальная угловая скорость барабана в течение подъема в ск~ (скорость при нормальном числе оборотов двигателя); т]- кпд зубчатой передачи, если таковая имеется; Mfff-эффективный момент вращения иа валу барабана, к-рый м. б. определен по квадратичной ф-ле:

ff У a(ti+<3)+f2

где )ii(.M4) складывается из отдельных элементов: 1) При изменении М по прямой от величины Ml до М^ в течение времени

(ЛРО = У^-х.

2) При значениях М^ и М., близких друг другу, можно принять

:j{M4) = ---t,.

3) При M2 = Mi

4) При МгО

l,{Mt)-Mlt.

Здесь f 1 и f 3-продолжительность ускоренного и замедленного движения подъемного сосуда в ск.; <2--продо.чжительность равномерного движения в ск.; В-продолжительность паузы в ск.; а-коэф., учитывающий ухудшение ох-.чаждения мотора ири неполном числе оборотов; /3-то же ири останове мотора. Коэф. а и /3 зависят от конструктивных особенностей подъемного мотора. Например фирма General Electric Co. дает следующие их значения: для моторов ностоянного тока а = 0,75, /? = 0,5; для асинхронных моторов трехфазного токаа = 0,5, /5=0,25. Для определения мощности подъемного мотора при проектировании Шахтстрой по.льзуется коэфициентами, предложенными акад. М. М. Федоровым: а = 1 и /3 = 1/з- Подсчитанный и выбранный подъемный мотор необходимо проверить на пере];рузку в начале нормального подъема и на перегрузку при маневрировании.

Лит.: Ф едо р о вМ.М., Теория и расчет гармонич. рудничного подъема, Екатеринослав, 1914; е г о же, Наивыгоднейгаий режим в некоторых типах рудничных подъемных установок, Уголь и Железо , Харькоа, 1926, 11-12; Ш к л я р с к и й Ф. Н., Динамика рудничного подъема с постоянным радиусо.м навивки на основе трапецоидальной диаграммы скорости, М., 1924; его же. Электрификация рудничнох-о подъема. Д., 1932; Макаров В. С, Общая теория вертикальных шахтных подъемников с простыми клетями, ГШ , 1930, 8-9; Е л а н ч и к Г. М., Подъемные машины с бицилиндроконич. барабана.ми, Инженерный работ-



выключения иа нее реостата R; 35-маховик; Л в-регулировочное сопротивление в главной цепи возбуждения пусковой динамо 34; 37-запасное сопротивление, включаемое в цепь возбуждения пусковой динамо, при работе подъема с уменьшенной скоростью; 3S-автоматич. выключатель цепи возбуждения пусковой динамо 34, где е, р-сигнальные лампы и г-реостат; 39-ограничитель хода; 40-сигнальный выключатель для подъема с уменьшенной скоростью; блокировочный электромагнит, находящийся при аппарате управления 33, служит для ограничения скорости подъема; 42-контактные полосы; 44-пусковой реостат для мотора 4S компаун (.ирующего агрегата К; б-динамо (генератор) агрегата К; 47-шунт; 4S-контакт, размыкающий цепь возбуждения динамо 46; 49-регулировочное сопротивление на контактной доске; 5 0-регулировочное сопротивление в вспомогательной цепи возбуждения пусковой динамо 34; 5 3-автоматич. максимальный в{лключатель цепи, соединяющей динамо 34 с подъемным двигателем 39; при определенной перегрузке ;этот ;выключатель не размыкает совершеннр указанную цепь, а вводит в нее сопротивление 54; 55-амперметр; 56-вольтметр; 59 (Jtfi-Mг)-подъемный двигатель; 60-приспособление для защиты возбуждения подъемного двигателя от случайного ослабления; бi-контакты на контактной доске, служащие для включения приспособления 6 0; 62 и 63-сопротивления; 64-регулировочное сопротивление цепи возбуждения подъемного двигателя S9; 65-рукоятка рабочего маневрового тормоза; при положении (f контактного выключателя 61 возбуждение подъемного двигателя, ислаблено; при положении у> возбуждение имеет полное значение; 67-тормозной электромагнит; 65-сопротивление цени тормозного электромагнита; 69-рукоятка предохранительного тормоза; 70-выключатель, связанный с действием предохранительного тормоза; 73-предохранительное приспособление, включенное в цепь возбуждения подъемного двигателя; 74-выключатель, действующий при по.мо-щц сжатого воздуха; 75-выключатель, ра.змыкающ11й цепь тормозного электромагнита при неисправном действии механического тормоза; 76-конечный выключатель, монтированный на копре; 77-конечный выключатель на указателе глубины; 7А-всномогатсльный контакт максимального выключателя 53; 79-вспомогательные контакты главного автоматич. масляного выключателя 5; 30-контактные полосы на контактной доске, соединенные приспособлением 73; 82-электрически управляемый воздушный вентиль; S3-выключатель, связанный с рабочим тормозом; 3 4-выключатель в схеме автоматич. выключателя 38; 86-выключательвоздушцогоЕеитиля32; Аб-вспомогательные контакты на контактной доске, соединенные с выключателем 33 и вентилем 82.




дъемов автома-к-рые снабжают

трансформатор t; 5-автоматич. нитами в двух зриыи мотор 21; ьный трансфер-лектромагнитов 5атт.четра 11 ш ния, служащий мтеля 5, вольт'.; 15-траисфор-гающую умфор-тора 19, обслу-ижные Электр 0-к одному концу другому концу очатель, служа-ервомотору 19; гатора сервомо-грансформатора щий накоротко

выключающим h)-Динамо-воз-ного агрегата); н 22; S-мотор, -возоудитещн и действие мотор озбудитслп 22; ел, он состоит того переклю-лей Mi-M-i, и ю-возбудителей тройства апна-. Часть В соответственными аоднщих полос авой половине)

омощи тяг на 1ия, служащий 34 (Л,-Аа) и



9 W II XL

& Z4 27


12 11 10 9


H компрессорм. моюри £б 27

s Q @.





Фиг. 33: 7-газъединптели: 2-общий для двух подъемов автоматич. масляный трехполюсный выключатель; L-шины, н-рые снабжают током два умформерных мотора 21; 3-измерительный трансформатор напряжения, служапдай для включения вольтметра 4; 5-автоматич. масляный выключатель с максимальными электромагнитами в диух фазах каждой цепи, питающей соответственный умформерный мотор 21; 6-сигнальные лампы у выключателя 5; 7-измерительный трансформатор тока, слу/кащий для включения максимальных электромагнитов выключателя 5, амперметра сериесных обмоток ваттметра Им. счетчика 12; S-измерительный трансформатор напряжения, служащий для включения минимального электромагнита выключателя 5, вольтметра 9, шунтовых обмоток ваттметра 11 и счетчика 12; /5-трансформатор, первичная обмотка к-рого включена в цепь, питающую умформерный мотор 21, вторичная же питает статор сервомотора 19, обслуживающего регулятор скольжения ii; и, , w-исподнижные электроды; X, у, (-подвижные контрэлеитроды, подвешенпыу к одному концу рычага I, укрепленного на валу сервомотора 19; к другому концу рычага I подвешен контргруз /; 26-ступенчатый выключатель, служащий для регулирования напрян^ения, подводимого к сервомотору 19; 7 7-выключатель для замыкания накоротко обмотки статора сервомотора 19 (в положении, изображенном на схеме, ток из трансформатора 16 НС идет в сервомотор); 20-выключатель, замыкающий накоротко цепь ротора умфармерного мотора 21с включающим и выключающим электромагнитами; 2 2-умформерный мотор; 22 {£,1-Ej)-Дииамо-воз-Судитель; 23-контактный тахометр (па валу умформерного агрегата); 2 5-автоматич. шунтовой регулятор динамо-возбудителя 22; S-мотор, производящий включение в цепь возбуждения динамо-возбудителя и

выключение из нее реостата о; 24-реле, приводящее в действие мотор .S; 26-амперметр и 27-вольтметр, оба для динамо-возбудителя 22; 2S-роговые предохранители; 29-главный переключатель, он состоит


нижне

Ei-E-i и соответственных частей коммутационного устройства аппаратов управления, шунтовых регуляторов и т. п. Часть В состоит из неподвижных (соединенных электрически соответственными пусковыми динамо и подъемными двигателями) проводящих полос {Ni-Ni, Pi, N3, Р2 D левой и iVg-Л'г, р JV / в правой половине) из монтированных на валу переключателя полуколец; а,/8,у д-образующие; 32-рычаг управления, действующий при помощи тяг па аппарат управления; 33 (Di-Dg)-аппарат управления, служаппш для включения в цепь возбуждения пусковой динамо 34 (ц,-д^) и



ник , Днепропетровск, 1926, 9, 10, 11 и 12; У м а нс к и й В. Б., Выбор системы электрич. привода и динамич. режима для рудничных подъемных установок с постоянным 1)адиусом навивки, Уголь и Железо , Харьков, 1928, 34; его же, Выбор типа подъемной установки, там же, 1928, 39; Шмидт Ф., Основные положения подъемных машин, пер. с немецкого, Харьков, 1929; его же, Паровые подъемные машины, пер. с нем., Харьков, 1928; Филипп и В., Электрич. подъемпые машины, пер. с нем. с дополнительной статьей пыж. В. Б. Уманского, Харьков, 1929; I е р м а н А. П., Шахтный подъем. Л., 19-32; Терпигорев А., Рудничная доставка, 2 изд., М., 1929; Ф е р с т е р Э., Электрич. подъемные машины, Харьков, 1931; Brought он Н. П., Electric Winders, L., 1927;Etudes techniques du groupement des honilleres victimes de Iin-vasion, t. 2, Cables-Appareils denroulement. P., 1926; t.3. Machines dextraction, P., 1926. И.Ильичгви И.Мушенко.

РУДНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ, скопление ууды (см.) в массе земной коры. В некоторых случаях Р. м. может быть причислено к горным породам, состав.чяя часть земной коры (напр. пластовые залежи бурого железняка). Учение о Р. м. можно определить как учение о формах залегания, распространения и иро-исхождения скои.чения минеральных масс в таком количестве, к-рое достаточно для промышленной добычи заключаюшихся в них руд. Вследствие того что Р. м. представляют скопление рудных минералов, они образуются в результате тех же основных процессов, которые повели к образованию минералов. Концентрация родных минералов в их месторождениях может происходить при одном из следующих пропессов; 1) диференциация магмы; 2) контактовый метаморфизм; 3) выпадение из растворов в порах и пустотах горных пород вне контактовой зоны; 4) выпадение из растворов в трещинах, в различной степени связанных с изверженными породами; 5) метасоматизм (исключительно); 6) седиментация; 7) метатезис, или элювиальные образования; 8) региональный метаморфизм; 9)механическое обогащение.

Из распределения различных элементов месторождений 1-го типа видно, что одни из них связ-аны с основными горными породами (Са, Ва, Sr, Mg, Fe, Mn, Ni, Co, Cr, Pt, Ti, P, V, Si, CI), другие с кислыми (U, Та, Nb, W. Mo, Sn, Th, B, K, Li, F, Si), третьи не обна-рулшвают определенной связи ни с теми ни с другими (Аи, Ag, Hg, Си, Pb, Zn). Месторождения 1-го типа, образованные процессами диференциации в силикатовых магмах, называются магматическими выделениями. Г1о отношению к имеющимся породам такие месторояадения являются с и и г е и е- тическими (отложенными одновременно). Форма их разнообразна; наблюдается постепенный переход (по составу) в окружающие породы. Образование таких месторождени! являлось результатом единого процесса распадения первонача.чьной магмы, вследствие чего месторождения распо.чожены внутри изверженной массы. В месторождениях 2-го типа отложение рудных и сопровождающих минералов может быть результатом следующих факторов: непосредственно!! реакции между расплав.ченным веществом и окружающими породами, пневматолиза, пневматогидатогене-зиса, выпадения из растворов. Форма таких месторонодений м. б. чечевицеобразной или штокбобразной, представляющей переходы к форме жилы. Месторождения 3-го типа приближаются к контактово-метаморфическим, от которьпс отличаются только отсутствием ясно выраженной связи с изверченньши породами или поломгением вне контактовой зоны. Не-

которые прояв.чяют ясную связь с термальной деятельностью восходящих источников и имеют форму вкрап.ченников (см. Руды). В месторождениях 4-го типа преоб.чадает процесс метасоматизма; образование их зависит от вадозовой цирку.чяции вод. Место-рояг'дения 5-го типа, а именно жи.чьные, образуются путем заполнения трещин и яв.чяются одними из самых многочисленных и многообразных местороясдений. Месторождения 3, 4 и 5-го типов являются результатом дальнейшей фазы посчевулканич. процессов- деяте.чьности восходящих термальных минерализованных растворов. Форма таких месторождений зависит от условий, при которых происходит движение этих растворов по тре-пщнам. По отношению к вмещающим породам эти месторождения являются эпигенетическими (образованными позднее). Месторождения 6-го типа, происходящие вследствие выпадения из растворов на поверхности земли, образуются и в настоящее время в озерах, болотах и на дне морей. Относящиеся к 7-му типу метатети-ческие, или элювиальные, месторождения имеют 3 стадии образования: 1) извлечение рудных (метал.чических и неметаллических) соединений, 2) путь растворов, 3) от-.тожение руд. Форма таких 2честорождений бывает неправильной. Месторождения 8-го тина обр.язовались при метаморфических изменениях горных пород под влиянием давления и высокой 1°; при этом минеральные вещества, к-рые сиача.ча бы.чи рассеяны в массе породы, м. б. сконцентрированы. Месторождения 9-го типа образовались вследствие механич. обогащения продуктов разрушения древнего месторождения; отсюда возникают р о с-сыпи и обломочные месторожде-н и я. На практике не всегда можно провести ясную в теории разницу меягДу месторождениями последнего типа и метаморфическими в тесном смысле этого слова.

Процессы образования Р. м. можно свести к двум основным причинам: 1) процесс перемещения и концентрации внутри земной коры и на поверхности; 2) процессы, происходящие на земной поверхности, в результате которых становятся доступными месторождения, образовавшиеся на больших глубинах. Процессы изменения вещественного состава месторождения, связанные с самым процессом его образования, носят название первичных; процессы, происходящие после его образования ,-в т о р и ч и ы X. Для практики горного дела бо.чьп1ее значение имеют вторичные из.менения, так как первичные происходят на еще недоступных глубинах. В результате вторичных изменении, происходящих в месторождениях благодаря как механическим, так и химич. процессам, по.чучаются три зоны месторолодепий (сверху вниз): окисления, обогащения (или цементации) и зона первичных неизменных руд; из них верхняя (иногда и средняя) может отсутствовать, будучи разрушенной и.ли смытой.

С о и р о в о л^ д а ю щ и м и м и н е р а .л а м и Р. м. называются минералы, K-pi,re вместе с рудами образуют Р. м. В частности для жил (см.) они носят название жильных минералов. Самыми обыкновенными сопровождающими минера.чами яв.чяются кварц и халцедон; другой группой является группа карбонатов извести, магния, железа и марганца;



1 ... 41 42 43 44 45 46 47

© 2003-2024