Главная » Журналы » Промышленный процесс прокатки

1 2 3 4 5 6 ... 46


Фиг. вз.

ями, вставляемьши между планкой и станиной. Что касается нижней подушки, то ее установка также производится несколькими способами. Чаш,е ,всего применяется продольный клин, на котором лежит подушка (фиг. 63). В продольный клин вставлена гайка; перемещая винтом клин, можно поднимать или опускать подушку. Иногда продольный клин заменяют двумя клиньями, в которых гайки имеют нарезку, одна - левую, другая - правую (фиг. 64). Последняя установка является наилучшей. Кроме того установка нижней подушки производится посредством двух поперечных клиньев. Наконец установка нижней нодушки производится посредством нижнего накимного винта (фиг. 65). Применение нижнего нал^имного винта в станинах трио давно известно и встречается довольно часто на американских и рейсе па европейских з-дах. Нажимной винт (как верхний, так и нижний) может исполнять двоякое назначение: 1) устанавливать до начала прокатки определенное инеизменное расстояние между валками, 2) изменять во время прокатки посыле каждого пропуска расстояние мелоду ватками. Подшипники прокатных валков состоят из подушек и вк-тадышей, изготовляемых из бронзы и антифрикционного сплава (баббита). Верхняя и средняя подушки у тяжелых станов имеют обычно 4 вкладыша: один верхний, один нижний и два боковых. Длина вкладышей д. б. равна длине шейки. Ширина вкладышей верхнего и нижнего делается больше, чем у боковых, так как они подвергаются ббльшим усилиям и воспринимают большие давления. Ширина их б. ч.


Фиг. 64.

составляет 0,5-0,6 0 шейки. Ширина боковых вкладышей составляет ок. Is0 шейки. В нек-рых станах нижний вкладыш верхней и средней подушки часто разделяют на два более узких вкладыша, причем общая их ширина в сумме должна составлять нормальную ширину нижнего вкладыша, т. е. Ii0шейки. Т. о. вкладьппи не обхватывают всей шейки валка. Это делается для того чтобы дать возможность лучшего охланеде-ния шейкам и иметь свободное место для помещения смазочных материалов.

Самьгм простым до настоящего времени смазочным материалом для шеек прокатных валков является сырое сало, которым и об-кладьшают шейки прокатных валков в промежутках между вкладышами. В тех случаях, когда прокатка производится без применения охлаждения шеек, как это иногда

имеет место при прокатке жести и кровельного железа, вместо сала применяют гудрон (%е„. 230°) НЛП полугудрон (t°g, 140°), т. к. сало в этом случае расплавляется п горит. В виду большой густоты и вязкости гудрона к нему примешивают топленое сало. Все эти смазочные материалы являются однако мало подходящими для смазки шеек прокатных валков, а при плохой смазке шейки портятся и их приходится перетачивать. Кроме того применяются консистентные смазочные материалы, как например ксилит или калипсол с Ь° л, около 140°. Они находили применение в шестеренных клетях для смазки шеек. Для прокатньгх же валков эта смазка дорога по цене и также


Фиг. с 5.

смывается водой, как мазут и топленое сало. Затем появилась за границей смазка в виде брикетов, состоящая из смеси смо.ты, сала и гудрона. Деревянные подшипники в смазке не нуждаются и подвергаются только поливке водой. За последнее время пс- тучают распространение различные систе:.1ы штауферной смазки и смазки иод давление!, в к-рых смазочное вещество в виде жидкой или полужидкой смазки поступает под давлением в специальные подшипники закрытой конструкции. Отработанное масло фильтруется и снова идет в дело. Нормы расхода смазочных материалов (в Германии до войны 1914-18 гг.) на одну клеть в одну смену при нормальной производительности указаны в табл. 6.

Табл. 6.-Расход смазочных материалов на прокатных станах (по Hiitte).

Система прокатного стащ1

Средний 0 валка

в Л1М

ПрОИЗ-;

водит. ] в 11-4.1

смену I в m

Расход смазочных материалов в пг

Блуминг дуо ... 1100

Крупносортн. дуо . 750-950

Крупносортн. трио j 500-650

Среднесортн. , Збо-360

Мелкосортн.

Проволочи, комб.

дуо........

Листовой дуо . . . Листовой трио . . Тонколист, дуо .

1 100

800/.560/800 650

750 300-400; 100-300

50 40-50

25-30

6 6 5

;) черн. 4,0 \Чист. 1,25 i I Черн. 1,5 1\Чист. 1,0 J Черн. 2,2 (Чист. 1,4 3-4 ! 4-6 6-8

В последнее время начали применять в прокатных станах роликовые подшипники, к-рые на америк.-и европ. з-дах дали очень



хорошие результаты. Помимо экономии в расходе энергии при прокатке, в среднем 40, при холостом ходе до 70%, эти подшипники дают следующие преимущества: 1) настройка производится очень точно и во время работы не требует регулировки; 2) даже при самой интенсивной работе роликовые подшипники не подвергаются нагреванию; 3) профиль при прокатке получается точнее, чем при обыкновенных подшипниках, и потому допуски м. б. уменьшены; 4) смазки почти не требуется и расход ее самый ничтожный. Приспособление роликовых иодшинников к существующим станам сложнее, чем при изготовлении новых станов.

Нал1:имной винт и гайка. Из нажимных приспособлений для верхнего валка главное место занимает винт (фиг. 66). Горизонтальный клин над верхним валком употребляется лишь в нек-рых кровельных и непрерывных станах. Нажимные винты изготовляют из лучшей кованой стали. Резьба на винтах (см. Нарезки) делается большей частью транецоидальной или квадратной. Квадратная нарезка применяется в станах с редко перестав л яемыми валками, а трапецо-идальная при частых перестановках валков. В станах для кровельного железа, где нажимной винт работает непрерывно, нарезку иногда делают закругленной (полукруглой). Винты и гайки при этой нарезке, как показала практика, снашиваются меньше. Нажимные винты делают обычно одноходовыми (в одну нитку), но в дуо-реверсивных станах (блумингах) для ускорения подъема и опускания винтов нарезка делается иногда в две нитки. Нажимные винты при действии на них усилия снизу не должны развин-


ФИГ. 66.

чиваться, т. е. вынт должен удовлетворять условию самоторможения. Это условие до стигается тем, что уго.т подъема винта берут очень небольшим 2-5°. Диаметр (внутренний) нажимного винта в лпстопрокат-ных станах принимается равным Vs 0 в^--ков, а в остальных станах /4 0 валков. Гайки изготовляют из твердой бронзы или хорошо прокованной стали. Гайка плотно вгоняется в гнездо верхней части станины,

причем чтобы обеспечить ее от проворачивания в станине снизу загоняется шпонка. Предохранение гайки от выпадания достигается несколькими способами. Применяют болты, пропускаемые через станину и край гайки, или же сверху гайки навинчивают кольцо, которое и удерживает гайку. Форма гайки обычно цилиндрическая (круглая) с уступами, упирающимися в соответствующие выступы в станине. Число уступов на гайке не д. б. более трех, т.к. при большем числе труднее достигается их одповремеп- [ ное прилегание к выступам станины. Высота гайки 2-3 0 нажимного винта. Зазор между предохранительной коробкой и ниж-



Фиг. 67.

ФИ1. 6S.

ним краем гайки при крайнем верхнем положении прокатного валка не д. б. слишком большим. Обычно этот зазор составляет 30-100 мм, так как при нижнем положении валка наншмной винт будет излишне выстшать из гайки.

Предохранительные коробки (стаканы). Для предохранения станин и валков от поломки на верхние подушки под нажимные винты устанавливают чугу1шые пред охр анительн. коробки (стаканы). Обычная их форма показана на фиг. 67. Предохранительная коробка д. б. рассчитана таким образом, чтобы она ломалась раньше, чем наступит момент перегрузки станины. Чтобы предохранить опасное раз летание осколков при поломке, предохранительную коробку закрывают коротким жестяным цилиндром. У листовых станов в последнее время предохранительные коробки делают из фосфористой бронзы толщиной 80-100 мм. Иногда же пажимные винты заедает и они не м. б. сдвинуты ни вверх (валки плотно прилегают друг к другу) ни вниз. Такая же картина наблюдается, когда между валками металл защемляется и для освобождения винта приходится применять громадные усилия. В подобных случаях полезным приспособлением является иногда применяемое клиновое ириспособление; при выдвинутом клине и опущенной предохранительной коробке нажимной винт получает возможность движения вверх и вниз. Для этой цели может служить предохранительная коробка, состоящая из двух полукругов и стянутая тонким железным обручем. При заедании винта обруч разрубается, и обе половинки коробки могут разъединиться, освобождая при этом винт. Иногда вместо круга из двух половин употребляют два клина, стянутые болтами и сверху покрытые третьим клином, имеющим обратные наклонные поверхности (фиг. 68). В случае заедания нажим-

4599



ПРОКАТИЛ

ного винта гайки ослабляются и нижние поверхности разъединяются.

1П р о в о д к и. Одна настройка валков еще не гарантирует правильной прокатки. Необходимо обеспечить правильный вход прокатываемой полосы в ручей (прием ручья) и правильный выход. При прокатке крупных бо-тванок, броневых плит или толстых листов на стане дуо не требуется никаких специальных направляющих устройств для ввода металла в валки. Во всех жеостальных случаях применяют проводки, т. е. направляющие приспособления, подводящие к ручью или к валку и отводящие от него прокатываемую полосу. Проводки очень разнообразны по конструкции и делятся на вводные и выводные. Укрепляются проводки на опорных брусьях, которые обыкновенно имеют прямоугольное сечение. Опорные брусья укрепляются в пазах станины посредством клиньев и идут от одной станины к другой. Иногда проводки вставляют в закрытые с четырех сторон обоймы, к-рые носят название коробок (фиг. 69). Коробки для установки в них проводок при-


1 I 1 !

Фиг. 69.

меняются Д.ТЯ полос квадратнс^го, круглого, ромбического, стрельчатого и овального сечений во избежание поворачивания полосы в ручье. В виду того, что проводки должны подходить к буртам (гребням) валков вплотную, концы irx очерчиваются по радиусалг валков, находящихся сверху и снизу проводок. Д.ТЯ более сложных профилей проводки иногда от.тиваются заодно с опорными брусьями для всего ряда ручьев и образуют скамейку с проводками. Проводки при сортовых станах направляют полосу в ручей и об.пегчают работу вальцовщику, к-рому при тяжелой болванке бывает трудно сразу задать болванку прямо в ручей. С другой стороны, проводка предохраняет от опасных случаев попадания прокатываемой болванки между буртами валков. Такие случаи большей частью оканчиваются поломкою валков. При прокатке круглого железа или проволоки обычно чередуются квадраты и овалы. В то время как квадрат задается в ручей плашмя, овал необходимозадавать на ребро. Овал, поставленный на ребро, естественно стремится повернуться и лечь плашмя. Чтобы поддерживать овал в вер-

тнкальном положении, употребляют длинные проводки, называемые иногда линейками (фиг. 69 и 70). Отливаются они обычно из закаленного чугуна и состоят из двух половин с канавкой, соответствующей различным сечениям ова.та. Овал задается в

проводку вручную.

Зев проводки дол- j Q= Ug жен иметь не слиш- ком глубокое и не слишком большое уширение, чтобы в него не мог попадать клюв клещей, увлекаемый прокатываемой полосой. Внутреннее сечение проводки д. б. лишь немного больше сечения овала, к-рое в проводке долншо

занимать вертикальное положение. Коробку, в которую вставляют проводки, делают из литой стали или бронзы. Бронза, хотя она и дороже, имеет то преимущество, что установочные винты в ней не ржавеют и не заедаются. Все винты следует делать с квадратной головкой для одинаковой ширины ключа и просверливать в головках небольшие отверстия, чтобы и без ключа, вставив штифт, можно было быстро отвинтить винты. Коробки удобнее всего укреплять на опорном брусе без прореза, так как тогда можно быстрее и удобнее отодвигать и продвигать коробки, наклонять их, подклады-вать прокладки и пр. Прикрепление коробок к брусьям посредством клиньев менее удобно, чем посредством болтов. Отверстия для болтов д. б. продолговатыми в направлении, перпендикулярном к валкам.

Выводные проводки. При одинаковых диаметрах валков прокатываемая по-.тоса должна выходить из ручья по прямо.му направлению, не стре- ,

мясь ни вверх ни вниз. При различньгх же диаметрах валков прокатываемая полоса по выходе из ручья будет загибаться к тому валку, ди-



Фиг. 71.

Фиг. 7 2.

аметр которого меньше (фиг. 71). Полоса, загибаясь к валку, может обмотаться вокруг него, в результате чего получится оковка валка, что может привести к поломке валка, а иногда и станины. Чтобы наперед знать, на какой ва.ток будет стремиться навиваться полоса, один из валков заранее делают несколько большего диаметра. Для предотвращения же навивания полосы на валок устанавливают особые плоские выводные проводки, которые носят название н о-ж ей. Изготовляют ножи из кованой стали и прикрепляют к опорным брускам. На



фиг. 72 представлены в разрезе валки, где а изображает вводные проводки, б-опорные брусья и в-выводные проводки (ножи). Но-жп, предотвращающие навивание на.верхний валок, прижимаются к валу противовесами, а иногда пружинами (фиг. 73). Иногда ножи вырезываютсн из листового


Фиг. 73.

железа для всего валка или отливаются целой серией и носят название провод к о-вой, или приемной доски (фиг. 74). Подвижные ножи прикрепляют или к валику, специально укрепленному в верхней части станины, или к болту, стягивающему обе станины.

Оковка валка может происходить и по другой причине. Трение прокатываемого металла о боковые стенкн ручья и защемление его буртами (гребнями) ручья также могут вызвать оковку валка. Боковые стенки ручья должны иметь ч^лон, как изображено на фиг. 75. Если этого уклона не будет и стенки ручья будут прямьши, т. е. ручей будет врезан иод прямым углом к оси валка, то чтобы задать полосу в валки, надо


Фиг. 74.

точно направить ее в ручей. При малейшей ошибке полоса пойдет на бурт (гребень), т. к. прием ручья имеет точную ширину полосы. Напротив, в валках с наклонными стенками прием ручья шире дна ручья и шире полосы, поэтому подача полосы облегчается. Неправильно или небрежно задан-

пая полоса сама собой центрируется буртами (гребнями) валков и попадает точно на нужное место. Благодаря этому манипуляции при задаче полосы облегчаются и время их значительно сокращается. Иногда конец полосы, выходящей из валков, делается шире ручья, его выпустившего; получается полоса с рыбьими хвостами . Задать такую полосу в валки с прямыми стенками представляет большие трудности, ибо можно задать на бурты. В ручье с наклонными стенками ручей раскрывается, делается шире, и прокатываемая полоса сама собой выходит из ручья, так как связь между поверхностью бурта и полосы сама собой нарушается. В ручьях же с прямыми стенками стенки бурта продолжают крепко держать полосу даже и тогда, когда она уже вышла из валков, что может создать оковку валка.

Автоматические проводки. Аппараты, подающие полосу из одного ручья в другой ручей одной и той же клети, на-зьшаются автоматическими проводками в отличие от автоматических аппаратов, подающих полосу из одной клети в другую.

Автоматические аппараты имеют вид, показанный на фиг. 7ба. Полоса после

\5\ S

Фиг. 75.



Фиг. 7 С а.

Фиг. 766.

выхода из квадратного или овального ручья направляется выводной проводкой в аппарат и автоматически попадает в овальный пли квадратный ручей соседней клети. Ав-томатич. иодача полосы в ручей совершает-

/ллея


П клеть

ся обычно из верхней пары валков одной клети в нижнюю пару соседней клети. Ручная же подача совершается, наоборот, из нижнего ручья в верхний, так как при выпрямленном положении туловища вальцовщика ед1у легче сделать подачу овала в ручей. Автоматич. аппараты, когда они располагаются рядом два и более (до 6), отливаются из чугуна (фиг. 766). Аппараты для квадрата д.б. сконструированы так. обр., чтобы полосы всегда шли по их дну и чтобы падение и подъем составляли плавную винтовую линию. На дне делают отверстия размерами 25 x250 мм для удаления окалины. Конец



аппарата, примыкающий к выходу, oini-рается или на тот 5ке опорный брусок, что и проводки (фиг. 77), или же на особую подставку, установленную на фундаментных плитах между станинами. Точность установки автоматпч. аппарата достигается путем прокладок по концам их и регулировкой домкрата, находящегося на середине аппарата. Ь'огда


ФПГ. 78.

квадрат захвачен валками, то вскоре аппарат не может вместить всей иостунающей полосы, и она перепрыгивает через край аппарата и образует петлю. Для выпуска квадрата употребляют чугунные трубки а со слабою пирамидальностью. Круглые газовые трубки менее практичны. Трубки укрепляются посредством установочного винта и коробки, которые прикрепляются и брусу посредством болта. Иногда укрепление трубки производят посредством хомута и клина, вбиваемого под хомут. Вводная (впускная) проводка служит дополнением к автоматическому аппарату. Все состаг-ные части такой проводки разбираются и собираются очень легко. При правильной установке, вследствие их вполне замкнутой конструкции, отказа в действии проводок быть не может. Если образуется узел, то ои застрянет в воронкообразной части б. В этом случае необходимо лишь снять хомут в и отодвинуть втул-


Фш. 7 у.

ку г назад; тогда между втулкой и линейками д получится столько свободного места, чтобы проволоку возвюжно было отрезать ножницами или отрубить. Размеры воронки б выбирают такими, чтобы наибольший прокатываемый квадрат мог свободно пройти на ребро. Размеры же линеек д выбираются для каждого квадрата отдельно на 2-3 мм больше. Коробки для квадратов отливают по той же модели, как-и для овала. Долгое время овал задава.ло! вручную, но в 1910 г. Шепф изобрел авто-матич. проводку для черновой линии, а То-бер для чистовой. В то время как автолт-тич. проводки Шепфа получили самое широкое распространение не только в мелкг!-сортных и проволочных, но и в среднесорт-ных станах, автоматпч. проводки Тобера

из-за сложности конструкции распространения не получили. На фиг. 78 представлен автоматпч. аппарат Шепфа в примененгт к трио-клети Д.ЛЯ автоматпч. передачи овала от одной клети к другой. Для укрепления проводок необходима специальная клеть.

Главная идея Шепфа выралгается в том, что овал или квадрат, проходя по жолобу, имеющему Bini-товую внутреннюю поверхность, поворачивается на 90°. Таким образом, выходя из ручья плашмя, овал вступает в следующий ручей на ребро (фиг. 79). Общее устройство автоматпч. проводок для ова-.ла Тобера показано на фиг. 80. Овал, выйдя из ручья, попадает через подводящую трубку на жо-лоб, вращающийся со скоростью большей, чем скорость выхода овала из ручья, увлекается им и вбрасывается в следующий ручей. Вращение сообщается жо.лобу от электромотора в 0,5 IP, расположенного на той же раме, что и вращаюпщйся жолоб. Уклон плоскости жолоба можно изменять в соответствии с ]1азиицей высот выпуска и впуска мета.л.ла. Установка н а ж и ui и ы х винтов. Давление верхнего валка на металл воспринимается станиной через нажимные винты, к-рые служат д.ля регулирования расстоя-


ния .между валками. Регулирование установки валков производится вручную или же механически (гидравлич. либо электрич. путем). В станах, работающих во время самой прокатки без и.зменеиия расстояния



между валками, установка нажимных винтов производится ручньш способом и для каждой станины отдельно. Простейшим прибором для поворачивания нажимных винтов является обьшновенныи съемный ключ с закрытой головкой и с загнутой вверх пли


Фиг. 81.

внпз ручкой, в тех случаях, когда производится одновременное поворачивание на-лспмных винтов, употребляют три типа установочных приспособлений. Передача вращения нажимным винтам может происходить посредством конических или цилиндрических зубчатых колес или посредством червячной передачи. Все три типа установочных нрисиособлений применяют при ручном пользовании лишь при станах для прокатки тонких листов: кровельного железа, жести и др. Помимо нажимньгх винтов, как уже говорилось выше, для перемещения верхнего валка во время прокатки применяют иногда еще клиновой нажим. Главной частью клинового нажима является клин, который помещается между верхней частью станины и подушкой верхнего валка, имеющего уклон, соответствующий клину. Клин перемещается посредством винта с гайкой, помещаемой либо в боковой части станины (фиг. 81) либо в самом клине. Для одновре-.менного иеремещеиия обоих к./1иновых нажимов применяют червячную или коническую передачу, как это видно на фиг. 81 и 83. 1\линовой нажим представляет устройство .тучше винта: работа штурвальщика легче и удобнее. При прокатке жести, где требуется особая точность, употребляют станины с двтуш нажимньгми винтами. Клиновой нажим держит валки плотно, что валено при окончательной чистовой прокатке. Указанные клиновые нажимы пока употребляют в СССР только на двух уральских з-дах-Алапа-евском и Нытвенском. Недостатком их является быстрая разработка гайки и большой мертвый ход, что однако м. б. устранено изменением их конструкций и подбором соответствующего качества материала. В тех лее случаях, когда (например в обжимных или котельных станах) требуется быстрое вращение нажимных винтов после каждого пропуска, применяют двигатели в виде паровой машины, что теперь встречается редко, а о.ч. электромотор или гидравлич. цилиндры.

В случае применения механических приспособлений кроме перечисленных трех типов установочн. прпспособлений, применяе-

сота подъема

мых при ручной установке нажимных винтов, употребляютеще четвертый тип передачи: зубчатую рейку и шестерни, надетые на нажимные винты (фиг. 82). Этот тип применяют гл. обр. при гидравлич. цилиндрах. Гидравлич. приспособление для установки валков состоит из двух расположенных друг и[)отив друга гидравлич. цилиндров, укрепленных на верхней части станины. К штокал! нырял (плунжерам) прикрепляют зубчатые рейки, сцепляющиеся с зубчатыми шестернями, насаженными на нажимные винты. Вследствие того, что нажимной винт поднимается и опускается, насаженная на его оси шестерня должна иметь высоту, равную высоте рейки плюс наибольшая вывалка. Это обстоятельство служит недостатком гидравлических приспособлений, так как меняет применяться для подъема валка лишь до 250 мм. Электрическое приспособление имеет, наоборот, неограниченный подъем, поэтому оно быстро вытесняет гидравлическое. Конструкция его состоит в следующем. На четырехгранный конец каждого нажимного винта насаживается червячное колесо с ободом из фосфористой бронзы. С этим колесом сцепляется ста.тьной червяк, движущийся на шариках. Здесь этот механиз-М заключен в масляную ванну. Оба червяка нажимных винтов соединяются посредством вала с муфтами, с мотором же соединяются посредством дисковой муфты, которая одновременно слу7кит частью ленточного тормоза. При постоянном токе тормозным замыкателем (служат электромагниты, а при переменном токе ставится особый тормозной мотор.

Необходимую принадлежность всякого устройства для установки, валков состав-.тяет указатель высоты положения верхнего валка или, иначе говоря, величины подъема валка. Для обжимньгх станов чаще всего употребляют циферблат с подвижной стрелкой (вкл. л., 5). При большом подъеме валка ставят две стрелки: большую, отмечающую каждый .VM, и малую, отмечающую лишь каждые 100 мм. Большая стрелка приводится в движение при помощи червячной передачи от валика, приводящего в движение


нажимные винты. Валик, действующий на оба нажи]мных винта, должен всегда иметь муфту, допускающую независимую установку каждого нажимного винта.

Уравновешивание и подъем валков. Для изменения расстояния между валками при помощи накимных винтов необходимо, чтобы верхний валок при подъеме нажимного винта поднимался и прижимался к винту. Достигается это тем, что к подушкам верхнего валка прилагаются



усилия, которые действуют вверх и с избытком уравновешивают вес валка и вес подушек. Ураш10вешивание верхнего валка аналогично рассмотренному выше уравновешиванию соединительных валков и совершается двумя способами; посредством противовесов и посредством гидравлич. цилиндров. Уравновешивание противовесами употребляют б. ч. при средней величине подъема верхнего валка и при этом у небольших


станов (см. фиг. 83). Двуплечные рычаги помещают под станиной; на одно п.течо рычага упирается штанга, поддерживающая подушки, а на другом-противовесы (грузы). Отношение плеч рычагов 1:2- 1:3. Уравновешивание с противовесами имеет свои неудобства: грузы при значительных размахах приобретают большую инерцию, последствием чего являются по-помки тяг и расшатывание всей конструкции. Наоборот, гидраг-лические приспособления действуют на подушки плавно и равномерно, так как гидравлич. цилиндры все время соединены с аккумулятором. Единственным неудобством гидравлического способа является необходимость принимать меры против замерзания трубопроводов в зимнее время. Для осуществления нужного напора вблизи стана должен быть гидравлич. аккумулятор. В станах сист. Лаута есть нек-рая особенность- средний валок попеременно после каждого



Фиг. 8i.

пропуска должен то подниматься то опускаться, и для этого д. б. устроено соответствующее приспособление, действующее на подушки среднего валка. Обычно для этой цели служит гидравлич. цилиндр, который

при помощи особого гидравлич. золотника соединяется попеременно то с аккумулятором то с атмосферой, вследствие чего ныряло цилиндра, штанги, подушки и валок после каждого пропуска то поднимаются , то опускаются. В последнее время встречается также электрич. подъем и опускание среднего валка; для этого при помощи э.тектромотора груз, уравновешивающий валок, передвигается то в одну то в другую сторону. Гндра-влическ. цилиндры, располож;енпые под станинами, тр удно доступны для ремонта, перемены, набивки сальников и пр., а потому теперь их располагают над станинами (фиг. 84). В по-стеднее время применяют конструкцию, соединяющую подъем и опускание!верхнего валка, Подушки верхнего валка посредством тяг подвешены к поперечине, связанной с нажимным винтом. При условии такой связи двигатель, поднимающий и опускающий нажимн. винт, очевидно будет поднимать и опускать п верхний валок (фиг. 85). Подушки верхнего валка подвешены посредством тяг, опи])аю-щихся на пружины, к поперечине. Эта поперечина имеет посредине гайку, в которой ходит пустотелый винт. Винт этот опирается



Фиг. 86.

на червячное колесо, насаженное на квадрат нажимного винта. Последний наглухо-соединен с червячным колесом и вращается поэтому вместе с ним. Т. к. оба винта (нажимной а и пустотелый б) снабжены одинаковой, но противоположной нарезкой, то при вращении червячного колеса и соединенного с ним винта б нажимной винт а и поперечина в, а с нею и верхний валок поднимаются или опускаются одинаково. Посредством гаек г на тягах д подушки плотно прижимаются к нажимному винту, что устраняет удары во время подачи ме-



талла в валки. На фиг. 86 показана америк. конструкция для подъема верхнего валка в тяжелых станах. Подушки верхнего валка соединены двумя траверсами, подвешенными к гидравлич. цилиндрам. Цилиндры же располонены на поперечных балках, скрепляющих стаииньг Этой же конструкцией предусмотрен и подъем верхнего соединительного валка. Осуществляется это след. обр.: на концах траверс подвешены на пружинах болты с шарнирами; к этим шарнирам подвешивают поперечные тяги, поддерживающие соединительный валок (фиг. 87); другой конец этих тяг подвешивают на болтах (с пружииалп! и шарни-


])ами), укрепляемых на приливах шестеренной клети. Нижний соединительный валок также поддерживается траверсами, опирающимися на болты с пружинами.

Скрепление станин. С целью сообщения прокатной клети необходимой жесткости и устойчивости применяют особые скрепляющие части. Простейшими являются стяжные (распорные) болты, скрепляющие две станины между собою. Нормальное число стяжньпс болтов четыре: два вверху и два внизу станин. Для мелкосортных и среднесортных клетей обычно употребляют распорные болты круглого сечения. С обеих сторон каждой станины на болтах Ийхеются распорные гайки, а с внутренней стороны также гайка или клин. Конструкция эта очень неудобна, т. к. во время смены валков болты мешают, а вытащить их не позволяют соседние клети. Гораздо лучшая конструкция показана на фиг^ 88, где между стани-


-.-,

Фиг. 8 8.

нами вставляют стальные распорные трубы, соединяемые с короткими болтами посредством клиньев. Ослабив гайку и вынув чеку, трубы легко убрать. В крупносортных станах обычно применяют в виде распорных болтов литые или сварные трубы. Нижние болты в виду близости плитовин м. б. без распорных труб; доступ к ним д. б. свободен и они не должны мешать другим, расположенным внизу частям стана. В тяжелых станах (обжимных, реверсивных или броневых) станины соединяют между собой литьпии солидными поперечньПкШ балками. Станины в таких случаях представляют как бы одно целое и не допускают никаких боковых передвижений.

Смена валков является весьма хлопотливой операцией, замедляющей прокат-

ное производство, в особенности на сортовых станах. Операцию эту всегда старались механизировать. На нек-рых заводах еще до настоящего времени применяют ручной труд, затрачивая на смену валков до 6-8 час, а иногда и более. Для смены валков иногда применяют краны на козлах или мостовые краны ручного действия, устроенные над станами. На южных и других наводах смену валков производят при помощи электрпч. мостовых кранов, обслуживающих п]эокат-ную мастерскую. В Зап. Европе и Ал1 ерике для ускорения смены валков применяют разного рода механич. приспособления. Одно из таких приснособлений, подвешиваемое к мостовому крану, показано на фиг. 89. Оно состоит в следующем: ншкнее отверстие надевается на треф вала, и кран посредством цепного блока поднимает валок немного вверх; обойма а передвигается в соответ-


Фиг. 8У.

ствии с ц. т. валка. Одновременно перемещается и груз б настолько, чтобы все пришло в равновесие. Валок т. о. вынимается из клети и передвигается в сторону. Еще большая экономия времени достигается заменой рабочей 1стети в стане целиком другой клетью, собранной где-нибудь в стороне. На герм, заводах существуют следующие нормы времени для смены валков в зависимости от типа стана и способа смены: путем ли замены одних валков другими или заменой всей клети другой клетью (табл. 7). Табл. 7.- Н о р м а времени для смены валков для одного стана (по Hiitte).

гучка


Система стана

Обжимной (блумии

дуо.......

Круппосортн.дуо

трио

Среднесортн. трио Мелкосортн. трио Листовой дуо . . .

трио . . Тонколистовой дуо

Диам. валков

в .H.Vt

Норл-ы времени в часах

замена замена другими, другой валкалгп; г^летью

1 100

800 -950

11/2

650-750

11/2

500-550 ;

260-360

1 100

800/560/800

11/2

1Не применяется. *2Черновой. *зЧистовоп.

Вспомогательные механизмы при прокатных станах. Опрокидыватели. В тех случаях, когда для нагрева тяжелых болванок служат колодцы, болванку при подаче к стану приходится из вертикального положения приводить в горизонтальное. Для того, чтобы положить болванку на рольгапг (см.), ее необходимо опрокинуть, для чего служат механизмы, называемые о п р о к и-




дывателями. Имеется довольно много систем опрокидывателей. Наиболее типичный представлен на фиг. 90. Болванка, доставленная краном, ставится на сту.71, у которого одна из стенок имеет вырез, соответствующий очертанию ролика; болванка ложится нижним концом на первый, верхним же на второй ро.тик рольганга; при нак.чонно расположенных холостых роликах болванка может скатываться под влиянием собственного веса. Затем болванка по-\ ступает на приводной рабочий 1 рольганг, к-рый состав--ьн-С\ ляет непосредственное т- продолжение наклонного рольганга, а оттуда ф^,, уже в валки. Опроки-

дыватель приводится в движение чаще всего посредством гидравлич. цилиндра. Для поворачивания опрокидывателя служит зубчатый сектор,насаженный на ось стула, и зубчатая рейка, передвигаемая гР1дравлич. цилиндром. Понорачивание опрокидывателя кроме гидравлическ. цилиндров производится также посредством э.тектро-мотора. Передача движения производится посредством червячной и кривошииной передачи. Если кран не может подходить к рольгангу, то применяют передвижные опрокидыватели, помещаемые на тележке. Тележка с болванкой под-катьшается к рольгангу, стул опрокидывается и болванка ложится на рольганг.

Кантовальный аппарат. Во время прокатки бывает необходимо повернуть болванку на 90°, поставить на ребро или, как говорят, кантовать болван к у. Кантование легких болванок производится вручную клещами. Для кантования тяжелых болванок служат особые приспособления, которые носят названия кантовальных аппаратов. Эти аппараты выполняют еще и другую работу: они передвигают болванку по рольгангу вдоль валка от одного ручья к другому. Наиболее простой кантовальный аппарат для обжимного стана показан на фиг. 91. Он состоит из


Фиг. 91.

3-4 пальцев, расположенных между роликами рольганга И укрепленных на помосте; помост перемещается по рельсам и приводится в движение гидравлическим цилиндром. Пальцы приводятся в движение от другого гидравлич. цилиндра при помощи цилиндрических колес и зубчатых реек, насаженных на нилсиий конец пальцев. Канто-

вание болванки производится след. обр.: пальцы, поднимаясь вверх, упираются снизу вблизи одного из нижних ребер болванки и, поворачивая болванку около второго нижнего ребра, ставят ее на ребро; эти же пальцы передвигают болванку и устанавливают ее против соответствующего ручья. В обжимных подготовительньгх трио с подъемными стенами применяется иногда автоматическое кантование, которое состоит из ряда направляющих, укрепленных в особых подставках. Болванка после выхода из 2, 4, 6, 8 и 10 ручьев попадает на наклонную поверхность направляющих, кантуется своим собственным весом и падает вниз против ручьев 3, 5, 7, 9 и 11 уже повернутой на ребро. Эти приспособления годятся лищь в том случае, когда каждый ручей работает только один раз. Особого внимания заслуживает кантова.пьный аппарат с направляющими линейками и крючками для кантования. Этот кантовальный аппарат применяют в настоящее время при всех блумингах. С задней стороны валков находится вторая пара линеек, соединенных попарно с линейками, расположенными впереди валков;


Фиг. 92.

привод электрический; мощность мотора 120 Н . Благодаря усоверщенствованию кантовального аппарата и линеек, сделалось возможным значительно ускорить прокатку, например слиток весом в 4,5 т сечением 550 х 550 мм прокатывается на сечение 200 х 200 мм в течение 1,5 мин.

Вспомогательные приспособления и механизмы, применяемые при проволочных и мелкосортных станах. Рядфл с увеличением производительности прокатных станов возникали все новые и новые вспомогательные приспособления. С увеличением напр. скорости прокатки ручная работа во многих случаях становилась угрожающей для жизни рабочих, и необходимость перехода на механические и часто автоматпч. способы работы сделалась очевидной. Стрем- пение прокатывать возможно более тяжелые болванки за один нагрев имеет последствием значительное повыщение длины готовых полос металла и вызывает необходимость применения приспособлений, позво-.тяющих экономить место. Чтобы не загро-люждать заводского пета, уменьшить охла-лодение металла во время прокатки и устранить спутывание при одновременной прокатке нескольких полос, употребляют каналы под полом. Каналы эти, куда прячется в виде пет.ти прокатываемая полоса, носят название карманов. Разрез кармана при П. проволоки изображен на фиг. 92, где с одной стороны видно сечение направляющего жолоба для входящей в карман полосрл.



а с другой-для выходящей полосы. Уклон карманов обьгано делают равным от 1 ; 7 до 1 :10.

Для предохранения вальцовщиков от несчастных случаев у чистовой линии мелкосортного или проволочного стана, делающего до 600 об/м., устанавливают следующие приспособления: ударная коробка, гребенка и предохранительный защитный столб. Ударная коробка (фиг. 93) имеет


задачей умерить двинсение прокатываемой по.юсы, в особенности ее заднего конца, который при скорости полосы 6-8 мм/ск на-CTo-fibKo сильно бьет, что может быть опасным для вальцовщика и вызвать спутывание петель или застревание в коробке. При прокатке петлями для защиты вальцовщика от захватывания его проволокой впереди клетей устанавливается защитный столб (фиг. 94), изготовляемый в виде крюка из круглого же.чеза 0 = 75-100 мм. При подаче от руки ова.та в квадратный ручей вальцовщик забрасывает петлю за столб, затем закидывает полосу в ударную коробку и, направив ее через гребенку, задает в ручей; Гребенку (фиг. 95) б. ч. изготовляют из отдельньЕК частей; она служит для отделения одной полосы от Фиг. 94. другой при поступлении в ручьи. Иногда же гребенку изготовляют цельной, как показано на фиг. 96.

Мотов и-л а. Для наматывания проволоки в бунты (круги, мотки) 0 = 700- 800 мм применяют мотовила различной конструкции. Приводятся они в движение б. ч.



посредством (передачи от чистовой линии, чтобы согласовать окружную скорость вращения валков и мотовила. Передачу устраивают над полом или иногда под полом. М о-товнло Эденборна (фиг. 97) употребляют для наматывания проволоки диам. до 8 мм. Вследствие того, что во время действия мотовило закручивает проволоку вокруг себя на 360°, оно пригодно лишь для круглой проволоки. Барабан, вокруг которого навивается проволока, может спускаться вниз (под пол), и бунт проволоки, освобожденный, остается на уровне пола.

т. Э. т. XVIII.

.Для приведения в движение мотовила требуется ок. 5IP. В мотовиле Гаррет а закручивание устранено, и потому оно пригодно как для круглой, так и для квадратной проволоки. 75 75 75 ,5 Проволока .тожит- г'+Т' *if

Фиг. 96.

Фиг. 97.

С Я на вращающуюся систему спиц, которые по окончании навивки втягиваются во внутренний барабан,и бунт проволоки падает на пол и.?1и на тран-спортн. ленту. Мотовило для недока-тов (фиг. 98) употребляют для наматывания получающегося при П. недоката и брака. Для наматывания проволоки в нагретом состоянии затрачивается до 7 Н*, а в холодном состоянии 15 PP. Мотовила д./1я

наматывания обручи, железа употребляют вертикальные И.ЛИ горизонтальные. На них можно нама-тьтать обручное ж:елезо либо в продолговатые мотки длиною от 1200- 2 ООО мм либо в круглые диаметром в 600-1 ООО .мм. Круглые мотки обычно идут в дальнейшую холодную прокатку на более тонкие номера. Приводятся в движение мотовила чаще всего от отдельного электромотора. Вертикальное мотовило для обручного и-селеза употребляют передвижное и неподвижное. Горизонтальн. мотовило для обручного железа употребляют с нижнт приводом, располагаемьпл под полом, или с верхним приводолг (фиг. 99). Обручное железо после намотки в продолговатые мотки сдавливается в особьгх аппа-т ратах для возможности плотно связы-jgJiifflflOh ать их в пучки.



995544215



1 2 3 4 5 6 ... 46

© 2003-2018