Главная » Журналы » Промышленная ситовейка

1 2 3 4 ... 49

Промышленная ситовейка, машина для сортировки получаемых при размоле пшеницы крупок по добротности, т.е. при очистке крупок от отрубяни-стых частей путем продувания ветром во время движения их по ситу. Вообще для сортирования крупок по добротности применяют продувание их воздухом с различной силой в зависимости от крупноты крупок и их формы. Легкие пластинчатые частицы дальше относятся струей воздуха, чем тяжелые сферич. части с менее развитыми поверхностями. Для верного разделения крупок воздушной струей на тяжелые и легкие части (на чистую крупку и на относы) нужно очищаемый продукт предварительно разделить ситами на фракции равной величины частиц и каждую фракцию провевать отдельно. Несмотря на то что обычно в вейках давление работающего воздуха не превышает 10-20 мм вод. ст., оно достаточно, чтобы при мелких крупках уносить ветром добротные части вместе с отрубянистыми. Поэтому приходится применять для разных сортов крупок различные типы веечных машин. Для крупных крупок пользуются каскадными вейками, где крупка, предварительно разделенная ситом на несколько номеров по величине, падает свободно, развивая благодаря своей достаточной массе большую живую силу, Воздух подводится струей под углом 90° для крупных круп и до 180° в зависимости от уменьшения размеров крупок. При увеличении угла направления струи воздуха уменьшается слагающая его сила действия на продукт без изменения силы струи. При очень мелких крупках уменьшение самой силы воздуха и его слагающей не избавляет от явления заноса добротных частиц вместе с отрубянистыми, т. к, масса тех и других частиц абсолютно мала. В машинах старых конструкций для придания такому продукту большей устойчивости ири продувании придавали путем вращения центробежную силу, которая вместе с силой тяжести составляла достаточное сопротивление струе воздуха. Теперь эти машины не применяют. Вейки, работающие по тому или другому принципу непосредственным действием воздуха на крупу, назьшаются с а-мовейками или круповейками. Для

очистки мелких крупок и дунстов, чтобы воздух не уносил добротных частиц вместе с отрубя-нистьши, вместо центробежной силы вводят между очищаемым продуктом и воздухом среду в виде ситяной ткани. Продукт попадает на раму, натянутую 4 номерами крупочных шелковых сит, с последовательньп* разре5ке-нием от приема сита к сходу. Воздух, подводимый снизу сита, мешает просеванию легких частей, способствует расслаиванию продукта над ситом, при котором добротные тяжелые части движутся нижним слоем и просеваются против струи воздуха; легкие части всплывают и уносятся ветром в ка- меры В верхней части вейки, а более крупные и средние по добротности части выходят сходом с сита. Такие вейки называются ситовейками.

Рассматривая вейки в хронологич. порядке их возникновения, счедует отметить: 1) крупо-



Фиг. 2.

вейку Игнатия Паура (1807 г.), 2) вейки венские с нагнетательным воздухом (усовершенствованные круповейки Паура-несколько вариантов), 3) вейку Вернера (1867 г.), 4) вейку Карла Хаггенмахера (1878 г.), известную под № 4, строившуюся з-дом Добровых и Набгольц (Москва), 5) сдвоенную круповейку Хагген-



? шхера и Фолля, 6) групповую вейку Хаггеп-махера н Фолля (1907 г.). В групповой самовейке Хаггенмахера и Фолля (1907 г.) для тщательного разделения крупок по величине и во избежание всякого распыла применяется закрытый плоский коробчатый рассев (см.), дающий

т

\г i2 \г

сходом 8 величин крупок, поступающих на 8 отделений каскадной вейки <:Группы>.-. Приемные ковши распределены вдоль по длине вейки (фиг. 1), наружные стороны ковшей а представляют собой саморегулирующиеся заслонки с грузами б. Питающий валик в подает продукт равномерной лентой по щиткам г, где различные по весу и добротности частицы получают разные скорости движения и,.по выходе со щитков и встречая первую сильную струю воздуха, распределяются по п.*тотности и проходят через перегородки д, подвергаясь по выходе из них вторичному окончательному продуванию, после чего распределяются по добротности в ковши е и из них в шнеки о/с. Благодаря предварительной тщательной сортировке по рассевам п продуванию по дл1п1ным щелям вдоль машины эти вейки дают бо.льшую производительность и хорошие результаты по качеству при крупных крупках]из твердой пшеницы. По этому принципу в последнее время строились каскадные

по стрелкам 2 против тока воздуха. Воздух, проходящий сквозь сито, двилсется по напра-в.дению стрелок 3, уносит вверх в промежутках 4 южду жестяными каналами легкие части крупы. По выходе из 4 воздух расширяется-, теряет скорость и осаждает наиболее тяжелые части унесенных продуктов в жестяных каналах 5. На фиг. 2 эти каналы обозначены буквой г; концы их наклонены к продольным каналам д, отводящим тяжелые относы из машины. Средние относы осаждаются на легких наклонных плоскостях в над каналами, движущихся вместе с ситом,.а легкие относы вытягиваются вентилятором ою в фильтр вне машины. Другот! особенностью вейки Реформа является аспирация схода с сита воздухом, проходящим через рукав .3 к вентилятору. Относы от схода соби-

J по 4Ь

Т



вейки для мелких мельниц с открытыми сортировочными ситами над вейкой и распределением питательной щели вдоль машины. С и т о в е й-к а сист. Смита (семидесятые годы 19 в.) являлась прототипом ныне изготовляемых в США. Несколько позже (после 1880 г.) завод Зекк (Германия) выпустил свою ситовейку Реформа , получившую большое распространение. На фиг. 2 даны разрезы этой машины в позднейшей установившейся конструкции се. Продукт через ковш а и питательный валик б поступает на сито в с возвратно-поступательным движением. Особенность этой вейки составляет надстройка над ситом в виде решетки из жестяных каналов (фиг. 3-разрез вдоль сита и поперек каналов). Продукт движется по ситу по направлению, стрелок. 2, чистая крупка просевается

Фиг. 6.

раются винтом и. Сито очищается пштками так же, как это было указано в вейке Смита. Английская С. сист. Робинсона имеет надстройку над ситом для улавливания tahvctbix относов, только каналы расположены вдоль сита. На фиг. 4 показана решетка в поднятом виде для чистки сит; на фиг. 5-решетка в рабочем положении.

С. Суп (фиг. 6) з-да niHeii-дер и Жане (Страсбург) от.ди-чается тем, что работает одним и тем же объемом воздуха, совершающим замкнутый цикл в машине, и поэтому работает без внешнего фильтра. Воздух, прошедший сквозь сито а к вентилятору б и осадивший по пути к нему относы в камерах в и а,подво-дится вновь через продольный канал д и щель е под сито а. Другой особенностью вейки является коническая форма верхней части камер ок. Благодаря сужению сечения в верхней части камер, достигшие известного уровня над ситом относимые легкие частицы вследствие ускорения движения воздуха к отверстию %(, не могут обратно опуститься на сито, а при уменьшении скорости струи в камере в осаждаются в винте з. С. з-да Бюллер в Швейцарии (фиг. 7 и 8) отличается отсутствием надстроек над ситом и относительной компактностью машины с уменьшением ее высоты. На постройку этого типа веек перешли все з-ды Европы. Эти С. имеют общее название машин низкой конструкции. Продукт через ковш а и питательный валик б с регулируемым грузом клапа- ном попадает на сито в. Непосредственно над ситом имеются сул^ающиеся кверху конич. камеры г, благодаря которым воздух, поднимающий с сита легкие отрубяннстые части, вследст-



вие ускорения двиясения на сито обратно их не опускает и, проходя через узкие щели д в камеры е, осаждает относы через клапаны ою в отводящее корыто 3, движущееся вместе с ситом.

стой крупы. Продукт, двигаясь по ситу, проходит мимо расставленных над ним.электрич. полюсов, под к-рыми на валиках движется бесконечное полотно из шелка-сырца. Полюсы поднимают


Легкие относы увлекаются воздухом через отверстия и в канал % к вентилятору вне машины. Эти вейки обычно устанавливают с центральной аспирацией, причем группу веек обслуживает один общий вентилятор; однако их изготовляют и с вентиляторами, соединяемыми с каналом %. Отсутствие решетки над ситом является преимуществом, т. к. воздух равномерно проходит сквозь всю поверхность сита по вертикалям, в то время как при решетке воздух делится на суженные струйки между жестяными каналами-колосниками. Благодаря конусам г, действующим как сифон, относы так энергично поднимаются над ситом, что получается впечатление кипения. В этих вейках тяже.т1ые относы осаждаются в камере с вместо с средними. В новейшей ситовейке сист. Зекк сохранена решетка, но в остальном она совершенно сходна с описанной; получаются отдельно тяжелые и средние относы. С. сист. Зекк сохранила название Реформа с прибавлением термина низкой конструкции . Сход с сита аспирируется в канале л через отдельную щель д. Все щели д регулируются задвижками, устанавливающими нужный режим воздуха в каждом отделении. Чистая крупка при помо- г-щи перекидных клапанов м напраг Т вляется в винты и. Сита очищаются соединенной вместе двойной щеткой о, двигающейся по трубам 11 при помощи цепей, надетых на зубчатки 2> (фиг. 8).

Электрические С. Работа их основана на том, что наэлектризованные статич. электричеством, дозбуждаемым трением в самой машине, эбонитовые пластинки притягиваю*в от-рубянистые части крупы и не притягивают чи-

с сита отрубянистые части и притягивают их к полотну, движущемуся между ними и ситом. Приставшие к полотну относы на пространстве между двумя соседними полюсами отстают от полотна и падают на отводящие щитки, выводя-

Фпг. 8.


щие относы в бока С. По этому принципу были сконструированы (1910 г.) электровейка Пакуто и С. Диэлектра (Я, Крауса, Браун-швейг). Электровейки однако до настоящего



времени не нашли распространения, несмотря на то что они работают без вентилятора и

фильтра. л. Розенштейн.

Лит.: см. Мукомольные мельницы.

СИТЦЕП-ЕЧАТАНИЕ, [анесение узорчатой расцветки на белые или окрашенные хлопковые ткани. С. является частным, но наиболее распространенным случаем печатания волокнистых материалов, называемого иногда набивкой. Печатанию подвергают хлопок, лен, шерсть, шелк, искусственный шелк и другие волокнистые материалы г.л. обр. в виде тканей, а иногда в виде прянш (мотки, основы), камвольной ленты (печать Вигуре), чулочньгх изделий и др. Наибольшее значение и распространение в на-стояшее время имеет печатание хлопковых тканей-С, названное так по наиболее распространенному виду печатной хлопковой ткани миткалевого типа-с и т ц у. Печатание можно отчасти рассматривать как местное крашение, ограниченное определенными контурами, но оно ачвляется более поверхностным, чем крашение. При печатании на ткань наносят печатные краски, представляюшие загущенные (загустками) водные растворы или суспензы красителей; в большинстве случаев печатные краски содержат кроме того растворители, протравы и другие химич. материалы, необходимые для закрепления красителей на волокнах. Загустки- коллоидные растворы загустителей (различных видов крахмала, муки, декстрина, траганта, альбумина и др.)-противодействуют капиллярности волокон и не позволяют печатным краскам растекаться и дают возможность т. о. получать отчетливые с резкими контурами обре-зистые рисунки. Нанесение печатных красок происходит вручную или с помощью машин. Наиболее старый способ нанесения печатных красок представляет раскрашивание тканей с помощью кистей от руки непосредственно (как в живописи) или же трафаретами-шаблонами (как в малярном, деле). Этот почти единственный в древности способ печатания в настоящее время применяется очень редко при печатании шерстяного флагтуха, декораций и нек-рых художественных изделий. Значительно более распространен (особенно для шерстяных, шелковых и отчасти хлопковьгх тканей) другой, способ-нанесение печатных красок вручную с помощью плоских рельефных форм-манер при т. н. ручной набивке. Механич. печатание производится гл. обр. с помощью печатных машин, имеющих цилиндрич. печатные валы с углубленной гравюрой (ситцепечатные машин ы), или же с помощью рельефных печатных машин, имеющих цилиндрич. печатные валы с рельефной поверхностью. Раньше для этой цели применяли модельные печатные машины иперротины с плоскими рельефными формами. В последнее время делаются попытки применить для печатания волокнистых материалов машины, аналогичные печатным ти-по-литографским. Своеобразным способом нанесения печатных красок является аэрографный способ расцветки (см.), заключающийся в пульверизации или разбрызгивании загущенных растворов или суспензов красителей с помощью аэрографа. После печати (или набивки) волокнистые материалы высушивают и для закрепления красителей (см.) подвергают различным операциям (проводкам), из к-рых весьма распространено запаривание в запарках (см.) или зрельниках (см.), в зависимости от индивидуальных свойств применяемых красителей. В заклю-

чение для окончательного закрепления красителей, а такл:е для удаления загустителей, не закрепившихся частиц красителя, протрав и др., напечатанные ткани подвергают ряду обработок в разных растворах, промывкам, мыловкам-в т. н. заварочных отделениях (заварках).

Различают следующие виды печати: г .л а д-к у ю, или неносредственную, печать, заклю-. чающуюся в печатании узоров по белым или окрашенным тканям, и печатание вытравок (см) и резервов. В громадном большинстве случаев узор (рисунок) повторяется на ткани; эту повторяющуюся часть называют раппортом. Если рисунок на белой ткани занимает мало места и белые части преобладают над цветными, то такой товар называют белоземель-н ы м, причем если значительная часть его (7з-V4) покрыта печатью, то такой рисунок называют крытым. Если рисунок на белом товаре занимает много места и окрашенная часть преобладает над белой, то такой товар называют грунтовым. При печатании вытравок происходит удаление окраски в желаемых местах на окрашенной или протравленной ткани или замена ее другой; соответственно с этим получают белые узоры (бель) на цветном фоне или же расцветк у-цветные узоры на цветном фоне другого цвета. Иногда вытравливание-даление окраски-бывает неполным и тогда получают полувытравк у-менее интенсивно окрашенные узоры на более интенсивно окрашенном фоне того же цвета. При печатании резервов перед последующим крашением (и.71и протравлением) ткань предохраняют химически или механически в желаемых местах от образования окраски (б е л ь) или же вместе с тем получают в этих местах окраску другого цвета (расцветки). Иногда ограничиваются полурезервом, частично препятствуя образованию окраски в определенных местах ткани; при последующем крашении в резервируемых местах получают малоинтенсивные узоры на цветном фоке того же цвета. Иногда одновременно печатают и вытравки и резервы, причем последние защищают окрашенные или напечатанные места ткани от разрушения окраски с помощью вытравки.

Разновидностью резервной печати является старинное печатание б аттик а-резервов получаемых с помощью сплава воска и канифоли (смолы); при последующем крашении (гл. обр. кубовыми 1грасителями) в местах, защищенных воском, краситель не закрепляется, и после удаления воска (горячей водой) получают белые узоры на цветном фоне. Иногда эти белые места затем закрашивают другими красителями и тогда получают расцветку. Этот способ до настоящего времени применяется в Японии, на о. Явеи в других местах,конечно не в заводском а в мелкоремесленном или кустарном производстве. Другой старинный способ (Бандхана) резервирования заключается в завязывании узлов на ткани: в туго завязанных местах ткань не закрашивается и получают белые узоры на цветном фоне. По способу Голгас резервирование достигают зажимом в определенных местах ткани между двумя металлич. пластинками, имеющими узорчатую форму; при последующем кра-. шении получают белые узоры на цветном фоне.

Печатание тканей было известно в глубокой древности в Индии и Китае; на основании сохранившихся дО наших дней образцов печатных изделий, летописей римских писателей печатание льняных и шелковых тканей в этих странах носдло преимущественно характер ручного раскрашивания и резервной .расцветки; последняя



заключалась в печатании баттика, в завязывания узлов (Бандхана) и в защемлении ткани между металлич. пластинками с последующим крашением в растворах красителей. Индия повидимому является также родиной собственно печатания с применением ручных плоских форм-манер, причем первые печатные краски были преимущественно масляными. В средние века в Европе расцветка тканей тоже ограничивалась ручным раскраши-, ванием тканей масляными красками. Все другие способы ручной расцветки из Индии в 17 в. были привезены в Европу по всей вероятности голландцами, к-рые, с своей стороны, внесли в печатание тканей ряд усовершенствований; отсюда печатание, быстро распространилось в ряде европ. стран и в сравнительно короткий срок достигло больших успехов и совершенства. Эти успехи обусловлены главным образом изобретением и усовершенствованием печатных машин, появлением новых синтетических красителей и вспомогательных химич. материалов и введением новых способов колористики. Первое время в Европе исключительно применялось ручное печатание- и а б и в к а-с помощью ручных печатных форм; печатали вначале преилгуществснно по льняным, шерстяным, шелковым тканям и лишь значительно позже-по хлопковым. Ручное печатание было хлопотливым, малопроизводительным и дорогим; сильное влияние на развитие печатного дела и на удешевление печатных изделий оказало изобретение печатных машин. Первыми машинами были модельные машины с плоскими медными досками-формами (Лаутенбергер, 1790 г.); вслед за зтими появились перротины (Перро, 1834 г.) с рельефными плоскими формами, позволяющими печатать в 3 цвета (они впоследствии были усовершенствованы Гуммелем). Изобретение англичанином Беллем (1785 г.) и несколько позже швейцарцем Оберкампфом (1803 г.) вальцовой печатной машины-т. н. ситцепечатной машины с медными печатными цилиндрич. валами, имеющими углубленную гравюру, произвело переворот в печатании тканей и было причиной дальнейших успехов в этой отрасли пром-сти. Сначала медные валы были массивными, тяжелыми и лишь впоследствии их заменили полыми. Вальцовые печатные машины стали строить одно- и многовальные, причем количество валов доходило до 24. Дальнейшие усовер-Ч1енствования привели к современным типам ситцепечатных машин Маттера-Платта, эльзасского машиностроительного з-да вМюльгаузене, Гаубольда, Пиммера, Броун-Бовери и др., а также и дуплекс-машинам, позволяющим печатать ткань с двух сторон и имитировать т. о. пестротканые ткани. Б настоящее время современные ситцепечатные фабрики оборудованы вальцовыми печатными машинами; по нек-рым данным (Галлер) в начале 20 в. в Зап. Европе их насчитывалось ок. 2 500 (в СССР их ок. 500). Что касается перротин, то они применяются в небольшом количестве для специальных сортов тканей., Это мо;кпо сказать и про печатные машины для печатания пря ;и (в мотках, основах), камвольной .ленты и чулочных изделий. Первая печатная ф-ка была основана одним франц. беглецом в Англии (Ричмонде) в 1676 г. Вслед за ней появились печатные ф-ки в Нейшателе (1689 г.), Аугсбурге, Гамбурге (1720 г.), известные ф-ки Шмальцера, Кехлина в Мюльгаузене (1746 г.), Шюле в Аугсбурге (1759 г.), Коеманосе, Престоне и др. На развитие печатания ПОВЛИЯ.ЛИ также успехи красочной пром-сти, начавшей сильно развиваться с момента синтеза органич. ь-расителей (1856-64 гг.).

в настоящее время печатание тканей, особенно хлопковых, в ряде стран (СССР, Англия, Германия, Франция, США) достигло больших размеров и высокой степени совершенства. Первые сведения о печатании-набивке^-в России относятся к 17 в. Машинное печатание стало развиваться с 1817 г., когда была установлена первая ситцепечатная машина (Шлиссельбург). С этого времени ручная набивка постепенно стала уступать место машинной печати и в настоящее время она сохранилась лишь для шерстяных, шелковых, полушелковых, некоторых сортов хлопковых и льняных тканей и в кустарной промышленности, в России ситцепечатные ф-ки достигли большого совершенства и представляли предприятия сбольшойпро-изводительностью, художественным ассортиментом, большим количеством рабочих. Кроме печатного, краскова-рочиого, граверного отделений ситцепечатные ф-ки имели отдельные красильные р отделочные отделения. Особенностью печатных ф-к в СССР является работа искл10чи-тельно крупными партиями: рационализация производственных процессов, специализация и стандартизация ассортимента, причем большая часть наших ф-к по технич. руководству, производительности и ассортименту не уступает лучшим европ. и америк; ф-кам. К крупнейшим ситцепечатным ф-кам ОТНОСЯТСЯ: 1-я ситценабивная ф-ка (б. Цинделя в Москве)с суточной производительностью до 12 500 кусков, 2-я ситценабивная (б. Коншина в Серпухове)-до 10 ООО кусков, Краснопресненская Трехгор-ная (б. Прохоровская в Москве)-до 17 ООО кусков. Свердловская (б. Гюбнера в Москве)-до 12 ООО кусков. Тверская Пролетарская мануфактура (б. Морозовская в Твери)-до 18 ООО кусков, Б. И. В. М. (б. Кунаев екая в Ив.-Вознесенске)-до 10 ООО кусков, ф-ка Зиновьева (б. Горелина в Ив.-Вознесенске)-до 9 ООО кусков, Н. И. Ц. М. (б. Маракушева в Ив.-Вознесенске)-до 6 500 кусков, ф-ка имени В. Слуцкой (б. Воронина в Ленинграде)-

до 6 500 кусков, Шлиссельбургская-до 6 500 кусков; из нгерстяных печатных ф-к необходимо отметить Старо-Пав-.ловскую в Павловом-Посаде, а из шелковых-шелковуЮ ф-ку Красная Роза в Москве.

Для ручного печатания - набивки-необходимы ручные формы, при помощи которых наносят печатные краски, набойщиц-кий стол, на котором производится набивка, шасси-ящик, в к-ром печатные формы покрываются краской, и вешала-ролики для высушивания набитой ткани. Ручные формы, называемые также манерами, цветками, представляют собой плоские деревянные доски, имеющие выпуклый (рельефный) рисунок. На практике применяются следующие три типа форм: резные, отливные и наборные. Резные ф о Р ы изготовляются из трех склеенных между собой досок (кленовых, грушевых, березовых или дубовых), расположенных таким образом, чтобы волокна древесины были взаимно перпендикулярны друг другу; в противном случае формы будут коробиться и давать трещины, чего надо избегать, так как даже небольшое искривление формы делает ее негодной для набивки. На нижнюю рабочую гладкую поверхность доски, тщательно выстроганную, переводят при помо-пщ кальки требуемый для набивки рисунок (раппорт) весь или частью. После этого резцами, стамесками, вырезают-выдалбливают- непокрытые рисунком части дерева и получают выпуклый резной рисунок. Углубления покрывают лаком, а выпуклые части рельефа оставляют нелакированными или же для лучшего прилипания печатной краски покрывают лаком и присыпают шерстяным кнопом (оческами, получаемьши при стрижке шерстяной ткани). Для набивки грунтов, имеющих большие поверхности, в печатных формах вырезают лишь контуры, а промежутки заполняют войлоком, лучше впитывающим краску, чем дерево, и поэтому дающим лучшие оттиски. В верхней доске делают 2 выемки для удобства захватывания формы руками. Есяи изготовленная набойщицкая форма содержР1т весь рисунок, то она применяется для одноцветной'набивки одной краской. Для многоцветной набивки применяют столько форм, сколько требуется цветов в рисунке; в этом случае каждая форма содержит лишь часть набиваемого рисунка. Резные формы применяют главным образом для набивки грунтовых рисунков, имеющих большие поверхности. Отливные формы изготовляются так: предварительно требуемый для набивки рисунок (часть или весь) переводят с помощью кальки на торцовую гладкую поверхность липового дерева, а затем специальной машинкой для выжигания накаленной иглой выжигают углубленный (ок. 5 мм) рисунок. Полученный углубленный контур заливают легкоплавким сплавом (олова, свинца, сурьмы, или висмута) так, чтобы он залил углубления, а также покрыл тонким споем всю поверхность липового торца, на к-ром выжжен рисунок. После затвердевания и остывания отливку, представляющую металлич. пластинку с выпуклым рисунком, вынимают и прикрепляют гвоздями или привинчивают к толстой деревянной доске. В заключение осторожным шлифованием выравнивают неровности отливки и на верхней стороне доски делают 2 выемки для удобного захватывания формы (фиг. 1). Иногда отливные формы изготовляют из нескольких отливок; их применяют преимущественно для набивки >конту-ров; если нужно их использовать для грунтов, то промежутки контуров заполняют войлоком.



Наборные формы изготовляют путем вколачивания медных пластинок, кусочков проволоки по контурам рисунка, нанесенного на деревянной гладкой плоской доске; пластинки и проволока вколочены так, что имеют одну и ту же высоту (ок. 5 мм) и вершины их находятся


Фиг. 1.

Фиг. 2.

в одной плоскости (фиг. 2). Верхняя доска здесь также имеет выемки для удобного захватывания формы рукой. Наборные формы применяют гл. обр. для набивки контуров, но они дороги и их применяют лишь в тех случаях, когда печатные краски действуют разрушительно на отливные формы. Наборные формы м. б. применены и для набивки грунтовистых рисунков, но в таком случае промен{;утки внутри контура з1аполняются войлоком. Стол для набойки, на котором производят набивку тканей, представляет деревянный стол с массивной крышкой, имеюпдей гладкую поверхность. Размеры стола обусловливаются размерами набиваемых тканей и изделий. Стол покрыт одним или несколькими слоями грубого сукна, придаюпдего его поверхности упругость, необходимую для получения отчетливой печати. Сукно во избежание загрязнения печатными красками запдищают суровой хлопковой тканью (миткалем, бязью), называемой подкладкой, или чехлом; на подкладке лежит набиваемая ткань. С одной стороны стола имеется приспособление для укрепления ролика с набиваемой тканью, а с другой стороны под потолком расположен ряд вешал-роликов, на к-рые завешивают ткань петлями д.яя высушивания после набивки; ткань необходимо завешивать так, чтобы петли не касались друг друга, т. к. в противном случае невысохшие печатные краски будут пачкать соприкасающиеся части ткани и давать брак-н а л е ж к и. Высушенная ткань снимается с роликов, укладывается на столик, находящийся рядом со столом для набойки, откуда по мере накопления достаточного количества подвергается последующим проводкам с целью закрепления на ткани красителей, удаления незакрепившихся частиц красителей и т. д. Рядом с набойщицким столом или над ним расположен деревянный ящик (шасси), передвигающийся вдолв стола по железным рейкам или по рельсам^ шасси необходимо для нанесения на печатные формы печатных красок; оно состоит собственно из двух сверху открытых, входящих друг в друга деревянных ящиков: наружного, наполненного наполовину загусткой или старой печатной краской, и внутреннего ящика, у к-рого вместо дна натянут проолифленный холст. Ящик этот лежит на поверхности загустки; с внутренней стороны ящика на холст кладут суконку (или льняную илихлопковую ткань при применении щелочных красок), на к-рую равномерно кистью наносят печатную краску. Суконка лежит на упругой поверхности подушки, поэтому легко передает печатную краску поверхности ручной формы, когда набойщик ее прикладывает к суконке.

Процесс ручной набивки в общем заключается в том, что ткань раскатывают с ролика и раскладывают ее на набойщицком столе. Ткань лежит свободно или же в натянутом виде. Для ориен- тировки набивки на ткани производят разметку . рисунка; затем набойщик наносит равномерно кистью печатную краску на суконку и прикладывает к ней 2-3 раза печатную форму. Убедившись, что все части рисунка покрыты краской, набойщик прикладывает форму в отмеченные; места ткани и легкими ударами руки или деревянной колотушки набивает печатную краску на ткань. После этого он снова набирает формой печатную краску и продолжает набивку. Этот способ ручного печатания называется набивкой. Для каждого цвета требуется своя форма и шасси (если не считать цветов, получаемых смешиванием при накладывании красок друг на друга). Иногда для каждого цвета для ускорения работы имеется свой набойщик. Для получения правильного трафленого рисунка печатные формы снабжены в углах иголками (2-3), раппортными штифтами, при набивке оставляющими на ткани знаки (отверстия); этими знаками набойщик руководствуется при набивке и достигает правильного наложения форм, смыкания отдельных рисунков и попадания их в соответствующие места ткани. Кроме одноцветной набивки применяют многоцветную (обыкновенно 3-4 цвета). Набитая ткань высушивается, с ролика на стол раскатывают новое количество ткани и продолжают набивку. Высушенная ткань подвергается последующим процессам закрепления красителей, промывке и т, д. Подкладка используется один или несколько раз в зависимости от применяемых красителей, степени загрязнения и других причин, после чего ее промывают, отваривают, отбеливают и пускают под набивку в качестве белой ткани или же промывают, высушивают и применяют опять в качестве подкладки-и.так до износа ( черная подкладка ). Печатные формы после окончания работы промывают и высушивают. Ручная набивка мало производительна, дорога; ее применяют в настоящее время лишь для широких многоцветных тканей, платков с крупными рисунками и нек-рых кустарных и старинных сортов тканей. Для увеличения производительности печатания применяют печатные машины; они бывают для печатания тканей, чулочных изделий, пряжи в мотках, основах и камвольной .ленты.

Печатные машины для тканей. 1) В а .т ь ц о-вые или цилиндрические, машины в настоящее время наиболее распространены особенно для печатания хлопковьдх тканей, их называют поэтому также ситцепечатными машинами. Печатание на этих машинах и производят с помощью цилиндрич. медных валов (ситцепечатных валов), имеющих на поверхности гравированные рисунки с углубленной гравюрой. На этих машинах печатают одно-или многоцветные рисунки, причем для каждого цвета необходим свой вал, не считая цветов, получаемых смешением красок, накладываемых друг на друга разными валами. Число валов у ситцепечатных машин раньше достигало 24, а в последнее время из-за дороговизны, громоздкости, малой производительности, сложности работы таких машин строят машины, содержащие не более 16 валов: машины малой вальности (1-, 2-, 3-, 4-вальные) и большой вальности (5-,16-валшые). Чаще всего на ситцепечатных ф-ках применяются 1-, 2-, 3-, 4-и 6-вальные машины;



реже 8-, 10-, 12-, 14- и]16-вальные. Современные итцепечатные машины состоят из пресса, печатных валов, шасси, ракли, контрракли и др. Части укреплены на двух массивных чугунных станинах (фиг. 3). Кангдая ситцепечатная машина оордпнена с сушилкой, где происходит высуши-


вание тканей носи; печати. На фиг.-1 нзоо1)ажена 6-валь-ная машина. 1 - пресс-полый чугунный цилиндр,диа-:\гетр которого 250-1 500 мм в зависимости от размеров и вальиости ситцепечатной маиишы; длина его 1 100 мм. Цапфы пресса находятся в подвижных шарикоподшпп-никах, расположенных в прорезах станин, и могут с помощью винтов передв1аться вверх п вниз; это позволяет пресс опускать или под-!П1мать. Пресс самостоятельного движения не имеет и приобретает его от соприкасающихся с ним вращающихся ситцепечатных валов, рас-иоложеппых по периферии пресса. Пресс имеет то же назначение, что и пабоПщицгсий. стол при (п'чном нечататш. Для сообщения его поверхности эластичности на него плотно накатывают ткань, называемую л а п п и г о :м. Ткань эта бывает шерстяная, полуше1)стяная (с льняной основой и шерстяным утком) или хлопковая (кретон, бязь); иногда эти ткани прорезинивают. Выбор лапинга, число оборотов, обусловливается характером гравировки печатного вала. ТПп[)ина лапинга зависит от nnipinibi печатаемой ткани и д. б. несколько иигре последпеи. Поверх лапинга д.чя увеличения эластичности, иредохраиения от загрязнения печатными крас-1;али1 и уменьшения влияния утолщения на лгесте стыка концов ланнига проходит в виде бесконечного полотна (склеенного или сшитого) длиной 30-50 м плотная ткань (толщиной .)-4 мм), называемая с у к н о м (к и р з о й, к а у ч у к о м). Она бывает по.лушерстяпон (с хлопковой основой, шерстяным утком), чисто хлопково!! или ирорезиненной хлопковой тканью (иногда машины с небольшим числом валов сукна не имеют). Кирза огибает пресс и вместе <: печатаемой тканью и подк-тгадкой проходит в сушилку, делает в ней несколько (до 7) вертикальных ходов, подсушхшается п возвращается

к печатной машине. В нек-рых случаях сукно в суши.лки не поступает, делает несколько ходов мимо горячих плит за печатной машиной, где подсушивается. Кирза с течением времени загрязняется и ее приходится мыть (1-3 раза в месяц). Продолжительность службы кирзы до 1 года. Поверх кирзы проходит трети!! род ткани-под-к.шдка, чехо.ч Г, в один или же иногда в два слоя. Назначение подкладки-предохранить кирзу (а также печата-(\мую ткань) от загрязнения печатными красками. В каче-* гтве подкладки в С. применяют обычно суровые бязь, мит-кали и др. Их предварительно опаливают, очищают от пуха и накатывают на ролики; с ро-.iHKOB подкладка проходит по направляющим рейкам, шири-тельным приспособлениям -- гребенкам - к печатной ма-ппше поверх кирзы под печатаемой тканью, а после печатания вместе с последней направляется в сушилку, где высушивается, после чего возвращается к печатной машине и укладывается самокладами. При печатании хлопковой ткани ледяными, кубовы-ш 1срасителями, черным апи-.чшюм и др. подкладку после выхода из печатной машины не высушивают, а сразу замачивают или направляют в от-бе.шное отделение. Подкладка в большинстве случаев используется 1-8 ])аз ( чистая подкладка ), после чего ее отбеливают или только отваривают, а затем подвергают гсрашению или печатанию и выпускают в виде обычного крашеного или печатного товара. Иногда подкладка используется до износа ( черпая иод1,-ллдка ).


Печатные, или с и т ц е и е ч а т и ы е, валы Б составляют одну из главных частей ситцепечатной машины. Это--полые ци.динд-1)ы, изготовляемые из красной меди (иногда латуни). Раньше валы изготовляли сплошными, в настоящее время их делают исключительно



польши, насаживаемыми на стальные стержни-шипы; на одном конце шипа заклинена р а п-портная шестерня. Наружный диаметр валов 100-600 мм, длина окружности 320- 2 ООО Jttjvt, длина валов 750-1 100 мм, толщина кольцевого слоя 10-50 мм. Обычно диаметр валов бывает 120-160 мм, длина окруяшости 380-500 мм, толщина 30 мм и вес 40-100 кг. У платочных валов, с помощью к-рых печатают платки (носовые, головные) с большим раппортом рисунка, размеры значительно больше, чем у обычных валов, и длина окружности у них 750-1 200 мм и доходит даже до 2 м. Для уде-певления стоимости ситцепечатных валов иногда применяют чугунные валы, покрытые слоем меди в 3-5 мм. Этот слой меди обычно наращивают электррлитич. способом. Иногда по этому (?пособу также наращивают старые сработанные медные валы, у к-рых толщина стала меньше 10 мм. Такие валы мало стойки к механич. и химич. воздействиям; в последнее время наблюдается стремление применить хромированные, валы. Ситцепечатные йалы подвергают гравированию (см.) по ручному, молетному, пантограф-ному или фотохимическому способу. Глубина гравюры зависит от характера рисунка, рода печатной краски и других причин и бывает не более 0,3 мм. Перед печатанием вал насаживают на стальной вал (шип) на напорных прессах. Прессы эти приводятся в движение вручную, от привода или же бывают гидравлическими, .приводимыми в движение от привода или эл:ектромотора. Вал на стальном шипе держится исключительно трением; для увеличения пос-.хеднего при насаживании шип смазывают густым минеральным маслом и покрывают бумагой. Кроме того шип и внутреннюю полость ва-. la делают несколько коническими. С помощью этого пресса (после окончания печатания) снимают валы с шипов.

В СССР в целях экономии печатных валов несколько ситцепечатных ф-к объединяются в отношении снабжения их печатными валами, а также обслуживания их одной центральной граверной. Рисунки валов, называемыем а н ер а м и, заносятся в специальные манерные книги. Печатание данного рисунка м. б. произведено в нескольких цветах, в и д а х; их заносят в видовые книги. Печатные валы, насаженные на шипы, располагаются по периферии пресса и соприкасаются с тканью, проходящей поверх него. Цапфы шипов валов находятся в подшипниках, расположенных в местах - выступах станины ситцепечатной машины. Ва-.-1ы прижимаются к прессу, а следовательно и к ткани, причем это давление осуществляется с помощью специальных рычагов (балансов), имеющих на концах грузы. У многввальных машин во избежание их усложнения давление балансами производится только у первых четырех валов, у остальных давление достигается с пбмощью винтов, снабженных каучуковыми и.яи пружинными прокладками. Каждый вал содержит части рисунка, к-рые при печатании ткани должны отпечататься в соответствуюпцгх местах всего рисунка и дать на ткани т р а ф-.1 е н ы й рисунок. Этого трафления достигают тем, что ситцепечатные валы могут передвигаться в трех направлениях: параллельно оси (вправо, влево), касательно к поверхности (вверх, вниз) и на некоторый угол вокруг своей оси. Вращение вала вокруг его оси на нек-рый угол достигают с помогцью раппорт нойшес-терпи (фиг. 5), укрепленной на одном конце

шипа ва.та. Раппортные шестерни соединены с центральной шестерней-маточной шестерней, приобретающей движение от мотора. Раппорт-пая шестерня состоит из двух частей-муфты а, неподвижно заклиненной на шипе вала, и подвижной шестерни б (в виде обода), сидящей на этой муфте и могущей вокруг нее перемещать-


Фиг.. 5.

ся. Для осуществления этого вращения муфта ft имеет зубчатое колесо г, а шестерня-обод-при.тгив д, в к-ром находится червяк в, соединяющийся с зубчатым колесом г. При враш,ении червяка с помощью раппортного ключа, вставляемого в отверстие головки червяка-болта, происходит поворот муфты с валом на нек-рый угол. Ш а с с и -В (фиг. 4) представляет собой ящик (медный или деревянный), наполненный печатной краской и вмещающий ее обычно 7- 15 %г. Расположено шасси под печатными валами и число их соответствует числу валов. С помощью валиков, обернутых хлопковой (иногда шерстяной) тканью, или щеток-(волосяных или травяных), вращающихся в шасси и соприкасающихся с печатными валами, происходит нанесение печатных красок на печатные валы. Валики и щетки приобретают свое вращение от печатных валов и покрывают при этом весь вал (гравюру и гладкую поверхность) печатной краской.

Для оставления печатных красок лишь в уг-.лублениях гравюр каждый вал снабжен р а к-л'ей-металлической (стальной, иногда медной) пластинкой, плотно прижатой к валу под нек-рым углом и счищающей с гладкой негра-вированной поверхности печатные краски. Ракля-важная принадлежность ситцепечатной машины, т. к. от качества очистки вала зависит качество печатаемой ткани. Длина ракли 900- 1 100 мм, ширина 50-80 мм (обычно 56 мм). Толщина ракли имеет существенное значение; в зависимости от толщины различают 10-12 номеров ее, начиная с самой толстой (00),-1 мм, кончая самой тонкой (10), 0,1-0,3 мм. Толщина ракли обусяовливается характером рисунка, печатной краски, гравировки, печатаемой ткани и др. Для грубых грунтовых, полугрунтовых рисунков применяют толстые ракли №00; 0; 1; 2; для тонких белоземельных рисунков-тонкие ракли № 5; 6; для обыкновенных рисунков-ракли № 3; 4. На ситцепечатных ф-ках СССР раклей более тонких номеров не применяют. Ракли защемляют между двумя пластинками, из к-рых внутренняя (со стороны вала) делается латунной во избежание ржавления и загрязнения печатных красок, а наружная пластинка делается чугунной или железной. Лезвиеракли, к-рым она соприкасается с валом, оттачивает и шлифует старший рабочий при печатной машине-р а к л и с т с помощью рак-левой пилы и камня (эльштейна). Обычно верхнее ребро раклт! стачивается с двух сторон в



виде фасок. Острота ракли зависит от рисунка, печатной краски и др. Правка ракли-очень ответственная работа и требует большого опыта и умения раклиста. Ракля периодически подвергается правке, т. к. недостатки ее вызывают разнообразные браки в печатном товаре. Если печатные краски чувствительны к солям железа, то стальную раклю покрывают спиртовым лаком (раствором шеллака в спирте) или ее заменяют медной раклей. Угол, под к-рым устанавливают ракли к печатным валам, зависит от рода рисунка, печатной краски и др. Иногда ракля укрепляется вместе со старой раклей, называемой подставкой, во избежание прогибания. Для лучшей оч11стки печатной краски с негравированных мест вала ракле сообщается движение параллельно оси вала, поэтому достигается равномерное изнашивание вала и ракли. Если на ракле образуются зазубрины, то при печатании ткани на ней будут печататься во.днистые линии. Кроме ракли мно-говальные машины, особенно при печатании сеток, полосок, имеют контрракли-медные или стальные пластинки с более толтзтьпйи закругленными краями. Контрракли прижаты к валу под некоторым углом и расположены по ходу вала за раклями; их назначение-очищать вал от печатных красок, а также волоконец, пуха и предупреждать попадание их в шасси с печатными красками.

Ткань, предназначенная для печатания, накатывается на ролики-3 в о й к и, которые укрепляются сзади печатной машины. Отсюда ткань по ряду направляющих роликов и шири-тельных приспособлений (гребенок), предупреждающих образование складок-засечек, проходит в печатную маишиу вместе с подк.дадками между прессом и печатными валами. Ролики обычно содержат до 18-20 кусков (но 42,7 м) хлопковой ткани типа миткаля. Для избежания перерыва в работе печатной машины из-за смены роликов с тканью на некоторых ситцепечатных ф-ках СССР иногда работают с боль-ИП1МИ роликами, содержащими до 70 кусков, н применяют раскатки, к-рые до израсходования ткани на ролике раскатывают с него ткань, после чего ее конец сшивают с началом TKiuni нового ролика и т. о. не задерживают работы печатной машины. Подкладки и ткань поступают на печатную машину с некоторым натяжением; поэтому помимо указанньгх ши-рительных приспособлений ролики, с которых окатывается ткань, имеют на концах шкивы, через к-рые перекинуты тормозящие ремни с грузами. Толстые ткании ткани с начесом иногда печатают не с роликов, а прямо из пачек в тележках. Во время работы печатной машины ее скорость приходится регулировать, поэтому каждая печатная машина имеет одиночный привод. В настоящее время ситцепечатные машины приводятся в движение от электромоторов (постоянного или переменного тока). От электромотора при посредстве промежуточных шестерен движение передается маточной шестерне , от нее раппортным шестерням, печатньш валам, прессу, ткани, подкладке, сукну, сушилке и самок.яадам.

Работа на многовальной ситцепечатной машине в общих чертах сводится с следующему: на пресс накатывают лапинг, надевают кирзу, заправляют чехлы и белую ткань (с роликов или тележек) и прогревают сушилку. Укладывают валы на места в порядке, указываемом заведующим производством (колористом) пли

заведующим печатным отделом. Обычно валы располагают так, чтобы светлые краски печатались первыми, а темные последними. Делают это во избежание загрязнения светлых красок темньвш. Если этого по характеру рисунка (пике, контур) нельзя сделать и их приходится ставить впереди светлых красок, то вслед за ними устанавливают камедные валы, печатающие разбавленную камедную или трагантную загу-стку, предупреждающую загрязнение светлых красок темными (с ткани). После установки валов, имеющих на одном конце шипа заклиненные раппортные шестерни, приступают к трафлению рисунка. В зависимости от количества цветов раппорт разбивается на соответствующее количество частей, выгравированных на валах. Следовательно каждый ва.д содержит часть рисунка определенного цвета. При печатании на многовальной машине необходимым условием является попадание всех частей рисунка в соответствующие места на ткани. Для осуществления трафления каждый вал можно перемещать в трех указанных ранее направлениях, однако до этого тонкого трафления начинают с установки пико. В граверном отде-.пении на валах ставят метку в виде точки (пико), кольца и др.; это позволяет приблизительно установить валы в соответствующее положение; уточнения установки валов достигают трафлением на мелок, ленточкой и др. и передвижением валов в указанных выше направлениях. Вслед за этим устанавливают предварительно отточенные ракли и контрракли, наливают в шасси печатные краски и приступают к пробному печатанию на чехле. При этом раклист на ходу проверяет трафление и в случае необходимости перемещает валы в указанных направлениях до тех пор, пока ие*достигнет полного трафления. После этого к чехлу прикрепляют небольшой кусок беленой хлопковой ткани(пробочку)и по ней печатают рисунок; затем пробочку снимают, высушивают, запаривают или подвергают вызреванию и необходимым последующим обработкам и показывают мастеру, заведующему печатным цехом или колористу. После утверждения пробочки колористом приступают к печатанию белой ткани. При печатании рисунок несколько растрафливается и его на ходу исправляют. Печатание тканей требует большого внимания со стороны обслуживающего машину персонала, особенно раклиста. Обычно персонал у многовальной машины состоит из 3-б человек: рак.писта, его помощника, кранового, чехольщиков. Ткань после печати, а также чехлы, сукно (за исключением ранее отмеченных случаев) направляются в печатные сушилки для высушивания. Для этой цели применяют воздушные сушилки и супшльные барабаны. Воздушные сушилки в зависимости от способа обогрева воздуха бывают плитными, содержащими ряд полых железных плит, внутри обогреваемых паром; м и т р а л ь е 3 н ы м и, обогреваемыми железным трубчатым котлом, внутри трубок к-рого циркулирует воздух,а снаружи пар; калориферными, обогреваемыми железным калориферами (ребристыми или пластинчатыми), внутриТрубок к-рых циркулирует пар; а также плитно-митральезными иплитно-калорифер-ными. Чаще находят применение плитно-мит-ральезные и плитно-калориферные воздушные сушилки. Сушилка состоит из трех отделений (фиг. 6 и 7): в переднем а, занимающем сравнительно неболыпую часть, просушивают сукно,



которое содержит неоо.тьшое количество влаги; оно после нескольких вертикальных ходов мимо горячих плит высушивается и возвращается к печатной машине Д; во втором отделе-1П1И Б-тоже небольпюм-происходит высушивание подкладки, к-рая, сделав несколько вер-

Фпг. Г).

ния ее относительно ситцепечатной машины укладывается самокладами на столики. В некоторых сушилках ткань выбирают из сушилки уже из середины, поскольку она оказывается высушенной. Воздух засасывается вентилятором Еяз помещения, нагревается митральезой


тикальных ходов мимо плит, высушивается, выходит из сушилки к задней части печатной машины, где укладывается самокладами Г или же,перевертывается специальными приспособлениями и направляется опять к печатной маните. Наконец в самом большом заднем отделении в происходит высушивание напечатанной ткани. Для избежания размазывания рисунка и належек ткань проходит по роликам.


Фиг. 7.

соприкасаясь с ними изнанкой, и делает спиралеобразные обороты от периферии сушилки к ее середине, где, будучи достаточно подсушен-Hoii, огибает поворотный ролик и, повернувшись лицевой стороной к роликам, возвращается из сушилки, делая такие же спиралеобразные обороты, но от середины к периферии сушилки. Обычно сушилки вмещают 100-125 м ткани. Вышедшая с передней или задней части сушилки ткань в зависимости от расположе-

или ка:юриферами и подается в сушилку, где он дополнительно подогревается плитами. Отработанный горячий воздух удаляется вентилятором из сушилки. В нек-рых сушилках (Гандурина, Таирова) часть отработавшего горячего воздуха не удаляется, а засасывается вентилятором и опять используется для высушивания. Темп-ра возд\а в воздушных суши-л-ках обычно 60-70°. Сушилки располагаются в том же этаже за печатными :маиишами (фиг. 6) или этажом вьине над печатными! машинами (фиг. 7). Наряду с воздушными сушилками за границей (Америка, Англия) и отчасти в СССР применяют для сушки печатанной ткани сушильные барабаны, в которых высушивание подк-тадки и ткани происходит с помощью ряда медных сушильных барабанов, обогреваемых внутри паром. Высушивание здесь осуществляется при непосредственном соприкосновении ткани с горячей поверхностью барабанов. Производительность сушилок, приобретающих движение от ситцепечатных машин, соответствует производите льности поел едних, к-рая зависит от многих обстоятельств (вальности машины, характера рисунка, рода печатной краски., ткани, скорости ее высушивания, опытности раклиста и др.); на производительности отражаются также прс -стои ситцепечатной машины из-за смены валов (смены манера), печатных красок (смены вида), перекатывания лапинга, сшивки сукна и др. Ориентировочно можно принять нижеследующие колебания в производительности в кусках в 1 ч. и расходе механической энергии, выраженной в IP: 40-80 кусков для одно-вальных машин (8-15 IP), 25-40 для двух-вальных (12-15 }Р),20-35 для четырех-шести-вальных (16-25 №), 15-25 для восьмивальных (25-гЗО IP), 12-28 для десяти-двенадцати-вал1>ных (30-40 IP) и 4-12 кусков для шест-надпативальных (35-50 IP) Maumii.



1 2 3 4 ... 49

© 2003-2018