Главная » Журналы » Промышленная ситовейка

1 2 3 4 5 ... 49

Кроме ситцепечатных :машин для одностороннего печатания тканей находят применение лшшины для двустороннего печатания д у п-. I е к с-м а ш и н ы. Ткань на них печатается с двух сторон (лица и изнанки) п имитирует более дорогую пестроткань, сработанную на ткацких (}-ках из цветной основы и утка. Эти машины состоят из двух машии с общей станиной, имеющих свои прессы, валы, ракли, шасси, подкладки, сукно (фиг. 8 и 9). На задней машине II происходит печатание изнанки, а на передней I печатают лицевую сторону ткани. Гравюра валов одной машины представляет зер-качьное изображение гравюры другой машины. Число валов у каждого пресса обычно 4, иногда достигает 8. Рисунки этих вачов представляют собой се*-ки, полоски, клетки и другие. Здесь работа еще труднее, чем на односторонних печатных машинах, т. к. помимо трафления в пределах одной машины требуется трафление рисунка на двос машинах - с лица и изнанки. Для осуществления это-V0 рапиортные шестерни валов 1;аждой машины соединены с (i.uioii большой раппортиой шестерней, вращением к-рой воз-:\южно передвинуть на один и ТГ1Т же угол вокруг оси все ва-.1Ы. Этой машиной мояшо пользоваться также для д в у х п от е и н о г о п е ч а т а н и я, т. е. одновременного и независимого печатания тканей на передней и задней машинах. В виду того что ситцепечатные машины расходуют много подкладки, сукна, .чанинга. нек-рые машиностроительные з-ды (напр. Маттер-Платта) сконструировали машины для печатания тканей без применения ла-rnnira, сукна и чехлов. Пресс такой 3-вальной печатной машины (Маттер-Платта) покрыт сло-<м (ок. 20 см) резины, вследствие чего достигается эластичность поверхности пресса. Печатание ткани здесь предлагается производить непосредственно на прессе (без лапинга, сукна и чехла); очистка загрязненного печатными красками пр*есса достигается специальным при-епособ.дением, расположенным за третьим (поел едним) по ходу машины валом и смывающим водой с поверхности пресса эти загрязнения. Во избежание попадания смывных вод в шасси с печатными красками, а также и для высушивания промытой поверхности пресса под этим приспособ.дением расположено другое, отсасывающее воду с помощью вакуум-насоса. Работа такой 3-вальной печатной машины на одной из наяшх ф-к обнаружила ряд недостатков в это11 машине, не позволяющих пока дать окончательного заключения о возмояшости печатания тканей без сукна и подкладки. Наряду с приведенными способами печатания тканей иногда находит применение печатание с пер ер ыв ами ]1 мазней. Машины, печатающие с перерывами, устроены т. о., что валы периодически на определенном участке прижимаются к ткани и печатают на ней, после этого печатные валы от ткани отходят, и ткань не печатается. После нек-рого промежутка времени валы опять прижимаются и печатают на ткани. При таком спо-

собе работы получается по длине ткани ряд периодически повторяющихся на определенных участках узоров. Этот способ находит применение при печатании кайм у полотенец, шарфов и др. Печатание мазней достигается на обычных ситцепечатных машинах, у к-рьгк валы, печатающие краску, сдегка касаются ткани, скользят по ней и покрывают-замазывают- краской .iniTHj рельефные ее части. Получаю-


щийся при этом рисунок обусловливается характером рисунка самой ткани. Для этой цели применяют грунтовые валы с мелкой гравюрой. Движение ткань приобретает от холостых (без печатной краски) валов, прижатых к ткани.

При печатании тканей на ситцепечатных машинах могут появляться многочисленные и разнообразные виды браков. К главнейшим


Фиг. у.

видам их относятся: а) браки из-за печатных красок-если консистенция печатных красок жидка, то рисунок на ткани расплывается, а если густа, то забивается гравюра и на рисунке видны срьшки, пропуски в печати и др., б) браки из-за печатных валов могут появиться, если на них имеются царапины (зарезаиньиЧ вал) или небольшие углубления (зашиб.денный вал), к-рые будут давать на ткани отпечатки в



оборот вала и др.; в) браки из-за ракли получаются, если она плохо счищает печатные краски с вала (вал тенит ). Если ракля защиблена и имеет зазубрины, то на ткани будут печататься волнистые линии. Щелчки получаются, если под раклю попадет и проскочит какое-либо твердое тело (напр. песчинка, волоконце и др.), если же оно останется, то образуется ш т р и ф-3 а т а с к. При плохом закреплении ракли


она дрожит и тоже приводит к браку; г) невнимательность обслуживающего персонала м. б. причиной целого ряда браков, напр. из-за неподлива печатных красок-растрафление рисунка, неравномерности печати на кромках, изнанке; из-за образования складок - засечки и др.; д) при недостаточной °в сушилке ткань не успевает высохнуть, пачкает ролики, а последние-ткань, давая належки. Ткань в су-

В основном они напоминают ситцепечатные машины и отличаются от них тем, что валы у них с рельефным рисунком, относительно легко пршкимаются к прессу, поэтому пресс имеет самостоятельное движение, а не принудительное от валов, как у ситцепечатных машин (фиг. 10). Печатные краски наносятся из шасси с помощью бесконечного сукна, движущегося т. о., что оно погружается в шасси с печатной краской и переносит ее на печатные валы, касаясь их рельефной nonepxHOCTi-i; количество наносимой краски регулируется раклей, счищающей избыток краски с сукна. Сушка тканей после печатания производится так же, как у ситцепечатных машин. Иногда применяют для этой щели сушилки, в к-рых ткань автоматически завешивается петлями на роликах и в таком завешанном состоянии передвигается через всю сушилку и высушивается (фиг. 11).

Перротин а представляет машину с плоскими печатными формами, имеющими выпуклый (рельефный) рисунок. Перротины применяются для односторонней набивки тканей в 1-6 цветов и в 1-3 цвета для двусторонней набивки. Перротина в зависимости от количества набиваемых красок состоит из одного или неско.льких (до 6) набивных столиков и такого же ко-:п1чества печатных форм, шасси и корыт с печатными красками. Железные набивные столики А (фиг. 12), заменяющие набойщицкий стол ири ручной набивке, покрыты для эластичности сукном. Печатные -формы В, аналогичные ранее описанным при ручной набивке, прикреплены к подвижным подставкам Д, с помощью которых они периодически передвигаются в направлении, перпендикулярном к набивным столикам вверх и вниз, периодически ударяясь


Фиг. 1 1

пшлке может соораться в жгут, и это тоже вызовет появление належек; во избел-сание этого вида брака между кромками ткани вставляют деревянные палочки-шпильки, не допускающие образования складок >кгута. Капель в сушилке может вызвать образование подлючек и других недостатков.

Рельефные вальцовые машины имеют цилиндрич. валы с рельефным рисунком, как у ручных форм. Эти машины имитируют ручное печатание и бывают 1-Г2-вальными.

о столики, набивая при этом ткань, проходящую поверх этих столиков. Шасси (подушка) В, необходимые для нанесения печатных красок на печатные формы, также автоматически и периодически передвигаются, но только параллельно столикам и формам (вправо и влево). При этих возвратных движениях шасси приходят в соприкосновение с валиками, вращающимися в корытах Е с печатными красками, и равномерно покрываются этими красками; после этого шасси обратно возвращаются к печатным

719599149



формам и при соприкосновении с последними наносят на них краски. Работа на перротине в общих чертах происходит сл. обр.: набиваемая ткань Ж, подкладка 3 и сукио с помощью роликов проходят между печатными формами Б и столиками; в это время формы несколько отодвинуты от ткани и покрываются печатной краской с помощью шасси; последние, заняв положение мекду формами и столиками, прижимаются к формам и наносят на них печатные краски. Затем шасси отходят обратно к валикам Г, где опять покрываются печатными красками, а формы в это время прижимаются к ткани и набивают на ней соответствующие части рисунка. После набивки формы отходят от ткани в первоначальное положение, а ткань, подкладка и сукно передвигаются на расстояние, равное одному оттиску формы. Шасси, покрытые печатными красками, опять приближаются к формам, наносят на них краски, отходят назад, а формы приближаются к ткани и опять набршают рисунок и т. д. Таким образом набивка с по-


мощью перротины заключается в периодич. ударах на ткань плоскими печатными формами, покрытыми красками. Напечатанная ткань с подкладкой направляется в сушилку и высу-иишается. Перротина имитирует ручную набивку, но только здесь производительность значительно больше. В настоящее время за границей и в СССР перроти:ны вытеснены ситцепечатными и рельефнь!ми машинами.

Печатные машины для т р и к о т ажа и чулочных изделий имеют два располо-кепных друг над другом медных печатных ва.па (с углубленной гравюрой), к-рые в то же время являются прессами. Каждый вал снабжен шасси и раклей. При печатании чулочных изделий их надевают на плоские формы (деревянные, металлические и др.) и к.падут на транспортирующий столик, расположенный перед жалом печатных валов. Столик движется взад и вперед и подает формы с чулками в ж;ало между валами. При прохождении между этими вращающими валами происходит печатание чулочных изделий с двух сторон, после чего формы выходят из жала валов с другой стороны и захватываются транспортером.

Печатные м а ш и й ы для и р я жив мотках и основах. Главную составную часть этих машин составляет -пара соприкаса- i

т. Э. т. А'А7.

ющихся друг с другом валов с рельефными рисунками в виде продольных полос, параллель-пых осям валов, или поперечных полос, перпендикулярных этим осям. У машин с ва.лами, имеющими продольные полосы, валы расположены рядом, параллельно друг другу (фиг. 13). Каж-


Фнг. 13.

дый вал снабжен шасси и валиками, с помощью к-рых наносятся печатные краски па валы; при печатании моток пряжи А надевают между валами на трех направ.дяющих роликах. При вращении валов происходит перемещение мотка и печатание на нем с двух сторон рисунка в виде поперечных одноцвет1шх полос. После окончания печатания моток снимают и надевают другой и печатание производят таким же образом. У машин с валами, имеющими поперечные полосы (фиг. 14), валы о расположены друг над другом. Нил-сний вал погружен в корыто с печатной краской; иногда корыто разделяют перегородками на отде.тения, к-рые наполняют разными красками, это позволяет производить многоцветное печатание. Число отделений достигает GO. При вращении нижний вал покрывается одной или несколькими печатными красками, ь -рые он передает также верхнему валу, соприкасающемуся с ним. Мотки прянш А надевают на два направляющих ролика б и пропускают между валами а, печатающими на них поперечные полосы. После этого мотохс


Фиг. 14.

передвигают на роликах на требуемое расстояние и опять пропускают между валами. Так продолжается до тех пор, пока весь моток не будет напечатан, тогда его снимают и заменяют другим. Печатание пряжи . в в и д е основ производится так же, но только здесь процесс



печатания непрерывный, а не периодический, как у пряжи в мотках. Печатание пряжи одно-или многоцветных поперечных полос дает возможность при последующем ткачестве получать на тканях своеобразные узоры.

Печатные машины для камвольной чесаной ленты в основном напоминают машины для печатания пряжи. Это печатание, называемое также печатанием Вигуре, позволяет получать меланжевые эффекты на тканях.

ЗЧ густит ели, загустки и печатные к р а с к и. Печатные краски, наносимые с помощью печатных валов и ручных форм на волокнистые материалы, должны иметь такую консистенцию, клейкость, вязкость, чтобы они до нанесения их на эти материалы оставались в гравюре валов, на поверхности форм, а после нанесения их на волокна не расплывались бы на них и давали рисунок с резко очерченными краями без растечек. Вследствие этого одной из важных составных частей печатной краски является 3 а г у с т к а-густая, вязкая и клейкая масса, сообщающая печатньш краскам вышеуказанные свойства. Загустки изготовляют из загустителей (см.), веществ преимущественно органических, с типично выраженными свойствами коллоидов, к-рые при б. или м. продолжительном взаимодействии с водой набухают, впитывают ее в себя, образуя при этом вязкие, густые клейкие коллоидные растворы. Загустители разделяются на естественные и синтетические. К естественным относятся загустители растительного происхождения-крахмалы, мука, декстрины, растительные слизи, камеди (трагант, аравийская, сенегальская камеди и др.) и отчасти альгиновые к-ты (норгины) нз морских водорослей и некоторых видов мхов, пектиновый клей из свекловичного жома, отвар льняного семени, сульфитцеллюлозные щелоки; загустители животного происхождения (альбумин кровяной, яичный, казеин), желатина, клей столярный и минерального происхождения-английская глинка (каолин), осадки (окшары), сернокислый свинец, барий и др. К синтетич. загустителям, имеющим пока небольшое применение, относятся серикоза (уксуснокислые эфиры целлюлозы), коллорезин (метиловый, этиловый эфиры целлюлозы), ба-келиты, смолы, лаки и др. Наиболее распространенными загустителями в настоящее врелш являются крахмал (пшеничный, кукурузный и отчасти картофельный), мука (пшеничная, кукурузная), бритишгум, гкженый крахмал, декстрины, трагант, камеди и отчасти альбумин и глинка. Загустки не должны с красителями образовывать химич. соединений, хотя могут влиять на степень их дисперсности и после закрепления красителей на волокнах должны с последних при промывке б. ч. удаляться. Крахмал под действием воды и некоторых реагентов набухает и дает коллоидный раствор- клейстер. По современным данным амилопектин (см. Крахмал) набухает при 70°, а амилоза-при 130°. Для разных видов крахмала t° клейстери-зации 53-70°. При изготовлении загусток на производстве Г не превьппает 100-105° (обычно 85°), следовательно при этих условиях происходит лишь набухание амилопектина; от последнего зависит вязкость крахмального клейстера. Набухание, или клейстеризация, крахмала происходит также под влиянием ряда реагентов (уксуснокислых, хлористых, бромистых и в особенности роданистых солей), причем наибольшее значение здесь имеют анионы.

Коллоидные растворы крахмалов с течением времени изменяются, стареют и показьша1рт явление синерезиса; при этом происходит укрупнение частиц дисперсной фазы (сдвиг), выделение дисперсионной среды (воды) и загу-стка отсекается ; после отсекания (а также замораживания) загустка теряет свои загус тн-тельные свойства и для приготовления печатных красок не м. б. использована. Крахмал под действием сильно диссоциированных к-т, кислых солей претерпевает ряд коллоидных и химич. изменений и последовательно превращается в растворимый крахмал, амило-, эритро-, ахроо- и мальтодекстрины и наконец при известных условиях в мальтозу и глюкозу. Крахмальные загустки для изготовления печатных красок, содержащих сильно диссоциированные к-ты и кислые соли, не применяются, т. к. при этом происходит изменение консистенции и уменьшение загустительной способности загустки. Однако начальные продукты воздействия к-т на крахмал, обладающие менее агрегированными частицами, находят в последнее время большое применение на ситцепечатных ф-ках, т. к. они но своим свойствам в известной степени приближаются к весьма распространенной крахмально-трагантной загустке. Летучие слабо диссоциированные кислоты (вроде уксусной) такого действия на крахмал не оказывают, но способствуют клейстеризации крахмала. Щелочи превращают крахмал сначала в растворимый крахмал, а далее в прозрачную, желтоватую, клейкую массу - аппаратин (см.). Крахмальных загусток для изготовления сильнощелочных печатных красок вследствие изменения их консистенции тоже применять нельзя. Однако ири известных условиях, это свойство крахмала используют для изготовления загусток, приближающихся к трагантным, напр. нагреванием картофельного крахмала (муки) с Са(0Н)2 (искусственный трагант Л. Тюрина и В. Небарова) или обрабатывая крахмал на холоду концентр, раствором едкого натра(холодная загустка Г. Шагина). Окислители (NaClOg, NaClO, CaClaO, NagOa, персульфаты, пербора-ты и др.) тоже переводят крахмал в растворимый крахмал, изменяя при этом консистенцию его загустки. Вследствие этого крахмальные загустки не находят применения для изготовления печатных красок, содержащих окислители. Энзимы (диастаз, биолаза и др.) также расщепляют крахмал, образуя растворимый крахмал. Работами Рунге установлено, что крахмал с солями металлов (А1, Сг, Fe) образует нерастворимые в воде соединения, напр. с А1-бесцветные, с Сг-зеленоватого, а с Fe- коричневого цвета. Характер этих соединений еще не установлен. При промывке ткани они полностью не м. б. удалены и остаются на ней. Из отдельных видов крахмала наибольшее значение имеет пшеничный крахмал, дающий с водой при 62,5-68,7° клейстер-вязкую, относительно стойкую загустку, медленнее других подвергающуюся синерезису. Она обладает хорошей загустительной способностью. Из-за дороговизны пшеничного крахмала на ситцепечатных ф-ках стали применять в значительных количествах маисовый (кукурузный) крахмал; его загустительная способность несколько больше, чем пшеничного крахмала, но загустка его отсекается быстрее. Рисовый и картофельный крахмалы применяют сравнительно редко: первый из-за дороговизны, второй из-за нестойкости загустки. Концентрация крахмала в за-



густках, относимая к 1 кг или 1 л загустки, колеблется в пределах от 100 до 200 г в 1 кг (10- 20%-ные растворы). Одна крахмальная загуст-ка в чистом виде сравнительно мало применяется, т. к. она отсекается и после этого становится непригодной. Для увеличения стойкости ее смешивают с трагантом, камедью, бритишгу-мом, декстрином, или же подвергают вышеуказанным обработкам к-тами или ще.дочами. Мука отличается от крахмала большим содержанием белковых веществ (глютена до 10%); это позволяет при более низкой t° получать клейкую загустку. Наибольшее применение находит пшеничная и кукурузная мука. Мучная загустка с трагантом применяется довольно часто для изготовления печатньгх красок с ледяными красителями (с диазониевыми солями), гидросульфитными вытравками и др. Обычно загустки содержат около 200 г муки в 1 кг (20%-ные растворы). Продукты превращения пшеничного, маисового, рисового и картофельного крахмалов под действием к-т (декстрины, гоммелины и др.) и нагрева при 150-160° (жже-пый картофельный лейогом, жженый пшеничный, жженый маисовый, рисовый крахмал, бри-тишгум и др.) тоже обладают свойством даваТь с водой вязкие, клейкие коллоидные растворы, обладающие загустительной способностью. Л\женый пшеничный крахмал, бритишгум, декстрин (желтый) дают загустки, стойкие к щелочам, к-там, окислителям, поэтому находят широкое применение при изготовлении печатных красок, содержащих эти реагенты. Вязкость, загустительная способность их несколько меньше, а клейкость больше, чем у крахмальных загусток. Обычно концентрация их в загустках 300 - 500 г в 1 кг (30-50%-ные растворы). Коллоидные растворы бритишгума и декстрина обладают также восстановительными свойствами, поэтому они находят большое применение для изготовления печатных красок, содержащих кубовые, сернистые красители, а такнсе щелочные вытравки и др. По этой причине бритишгумовые, декстриновые загустки непригодны для ледяных красителей (диазониевых солей). Недостатком этих загусток является способность сравнительно быстро отсекаться. Загустки эти изготовляются таким образом: отвешенный загуститель загружают в красковарный котел, прибавляют воду и нагревают при 70-80° при размешивании до получения однородной массы. Испаряющуюся воду пополняют, что применяется и при изготовлении других загусток. После этого при продолн^ающем-ся размешивании охлаждают, выливают из котла и если нужно процеживают. Растительные слизи (камеди) представляют собой засохший сок, выделяющийся из трещин коры некоторых видов акаций (камеди) и кустарников вида Astragalus (трагант). Трагант состоит из бассорина (трагантина) и арабиновой кислоты. Эти вещества являются коллоидами, причем бассорин в воде нерастворим, а только сильно набухает, арабиновая к-та в воде растворима и образует коллоидный раствор. Трагант обладает большой загустительной способностью, но малой клейкостью, относительно стоек к слабо-диссоциированным к-там и чувствителен к щелочам, к-рые сообщают ему желтую окраску и изменяют консистенцию. Один трагант в качестве загустителя применяется мало: иногда в печатных красках, содержащих ледяные красители, восстановительные (гидросульфитные) вытравки и др. Трагантные загустки содержат

60-100 г траганта в 1 кг или 1 л (6-10%-ные растворы). Трагантную загустку приготовляют сл. обр.: трагант из расчета 60-100 г в 1 кг загружают в красковарный котел и замачивают в холодной воде в течение 12-24 ч.; по истечении этого времени набухший трагант при помешивании варят в открытых котлах (при обыкновенном давлении) в течение 6-12 ч. или в автоклавах при давлении в 1-3 aim- в течение IV2-3 ч. После разварки трагант при помешивании охлаждают и если нужно процеживают. Работы А. Ломановича и Венецкой показали, что при замочке в воде траганта при 50-60° и размешивании в течение 12-15 ч. с последующей варкой в течение 2 ч. в открытом котле и постепенном охлаждении (после варки) в течение 6-8 ч. можно получить 372%-ныйколлоидный раствор траганта, по консистенции и стойкости не уступающий 10%-ному, и т. о. можно снизить расход траганта в загустках приблизительно на 65%. Камеди (см.) растворимы в воде и образуют вязкие коллоидные растворы с большой клеящей, но сравнительно малой загустительной способностью. Они относительно стойки к щелочам и органич. кислотам (уксусной, муравьиной, винной). Концентрация камедных растворов обычно составляет 300-500 г в 1 КЗ (30-50%-ные растворы). Камедные загустки дороги и применяются обычно в тех случаях, когда печатные краски содержат нерастворимые вещества (PbSO, BaSOi, каолин, ZnO и др.), нек-рые резервы, вытравки и должны после печатания с волокнистых материалов легко вымываться. Недостатком этих загусток является их способность при высыхании стягивать ткани и давать нерастворимые соединения с солями некоторых мета.длов (например Сг), Окисные соли железа коагулируют камедные загустки, алюминиевые соли увеличивают их вязкость. Камедные загустки содержат обычно энзимы, вызывающие гидролиз (разжижение) крахмала. Камедную загустку (из аравийско!! или л-се сенегальской камеди) приготовляют таким образом: камедь загружают в открытый красковарочный котел, прибавляют воды из расчета 300 - 500 г камеди в 1 кг и варят при размешивании несколько часов до полного растворения камеди. В заключение следует охлаждение, выгрузка из котла и если нужно процеживание. Для получения загустки из ка-медей, нерастворимых в воде при обыкновенном давлении, необходима разварка их в автоклаве под нек-рым давлением. Разваренные т. о. камеди высушивают и применяют в качестве суррогатов аравийской и сенегальской камеди под названиями плиточных, кристаллических, инду стриальных, эльзасских и др. Альбумин яичный (из белка яиц птиц) и кровяной (из серума крови млекопитающих) с водой образуют вязкие, клейкие коллоидные растворы, находящие применение в качестве загусток. Альбумин растворим в щелочах, а под влияршем сильно диссоциированных к-т, форма.пина и других реагентов, а также при нагревании выше 50-60° коагулирует. Поэтому его нельзя применять для щелочных, кислых печатных красок, а также его растворы нельзя нагревать выше 50°. Альбумин м. б. применен в качестве загустителя и закрепителя, фиксирующего (укрепляющего) на волокнах краски, красители и другие вещества, которые им были загущены, при запаривании и при обработке сильно диссоциированными кислотами, формалином и другими реагентами. Концентрация альбумина в загустках



300-500 г в 1кг (30-50%-ные растворы). В настоящее время альбумин как загустите.т1ь потерял значение, и его применяют при печатании альбуминными красками. Альбуминную загустку приготов.71яют след. обр.: в теплую (при 30°) воду, содержащую небольшое количество скипидара и аммиака, прибавляют альбумин из расчета 300-500 г в 1 кг я оставляют на 24 часа; за это время альбумин набухает и образует коллоидный раствор; скипидар и аммиак прибавляют для предупреждения вспенивания печатных красок при печатании; для предохранения от плесневения альбуминных загусток прибавляют мышьяковокислый натрий. Перед употреблением загустку процеживают. Каолин (см.), англ. глинка,-измельченный белый порошок, образует с водой тестообразную массу, к-рая иногда находит применение в качестве загустителя (обычно с другими) в нек-рых печатных красках, содержащих резервирующие вещества и др. В отношении приготовления загусток, выбора и применения их для изготовления печатных красок еще много теоретически неосвещенного, поэтому при разрешении этих вопросов приходится основываться на эмпирических данных.

Развитие коллоидной химии много способствовало тео-ретич. разъяснению ряда вопросов из области загустителей. Ж. Мюллер предложил их классификацию, основанную па степени дисперсности их коллоидных растворов-загусток. Он различает гомогенные, гетерогенные и мице.лл ярные загустители. Гомогенными называются загустители, дающие при коллоидном растворении в воде загустки, состоящие из одной фазы с высокой степенью дисперсности и обладающие большой устойчивостью. Они близки к истинным растворам и отличаются от них вязкостью и отсутствием способности диализировать-ся. К этим загустителям относятся камеди (аравийская, сенегальская). Гетерогенными называются загустители, дающие при коллоидном растворении в воде загустки, состоящие из двух фаз: жидкой-с частицами высокой степени дисперсности и твердой-с частицами малой дисперсности, сильно набухающими в воле. Устойчивость этих загусток обусловливается наличием высокодисперсной фазы, К этим загустителям относится трагант. Промежуточными по свойствам между гокогенны-ми и гетерогенными загустителями являются декстрины, бритишгум, жженый крахмал и другие продукты превращения крахмала и муки. Мицеллярные загустители образуют загустки с одной твердой фазой, обла-даю1цей малой степенью дисперсности. К этим загустителям относятся крахмалы и отчасти мука. Эти загустки неустойчивы, при стоянии происходит синерезис. Для предупреждения преждевременного синерезиса прибавляют масла (растительные, минеральные), обволакивающие частицы и не позволяющие им агрегироваться, или применяют загустители с более дисперсными частицами (трагант, камедь, бритишгум и др.), заполняющими промежутки между мицеллами и тоже не дающими последним агрегироваться. .Эти взгляды Ж, Мюллера согласуются с ультрамикроскопич. исследованиями (Л. Майе-ра, Р. Галлера и др.): растворы гомогенной сенегальской камеди имеют высокодисперсные амикроны с незначительным количеством более крупных субмикронов; у гетерогенного траганта под действием воды происходит набухание более крупных частиц, заметных в ультрамикроскопе в виде блестящих частиц, и растворение вы-сокодисперсиых частиц; загустка из мицеллярного пшеничного крахмала содержит крупные частицы, между к-рыми имеется жидкость с субмикронами (Галлер). При смешивании камедных загусток с крахмальными обнаружены в капиллярных каналах последних частицы камеди (Галлер). На основании этих и прежних исследований (Бючли) загусткам приписывают пористое (по терминологии Бючли-сотообразное) строение и считают, что они пронизаны капиллярными каналами, в к-рых находится дисперсионная среда, способная растворять и удерживать в этих капиллярах красители, солп и др. Этим строением повидимому объясняется способность печатных красок, содержащих загустки, оставаться в гравюре печатных валов, на ткани и не расплываться. Гомогенные камедные загустки, содержащие относительно больше этих каналов, чем напр. мицеллярные крахмальные загустки, дают менее растекающиеся печатные краски, чем последние, С этой структурой такгке повидимому связана коллоидактивность загусток-способность поглощать большее или меньшее количество воды (из воздуха), а также красителей, протрав и других химич, материалов. Наиболее активны в этом отношении гомогенные загустки, удерживающие наибольшее коли-

чество этих веществ, за ними следугот гетерогенные и мицеллярные загустки. Этим объясняется, что После печатания ткани печатными красками, содержащи'ми один и тот Hte краситель, но разные загустители, и после запаривания и промывки напечатанных образцов по.лучен-ные окраски имеют различпу-ю интенсивность: наиболее интенсивны окраски с крахмальной загусткой, затем следуют окраски с трагантной, бритишгумовой. гоммели-новой и наименее интенсивны окраски с кг.л-едной загусткой (Н, И, Плановский).

Рецептура загусток чрезвычайно разнообразна. Загустители и другие составные части загусток берутся по весу и в рецептуре их относят ( ставят ) обычно (но не всегда) к 1 кг, 10 кг, 100 кг загустки или выражают в % от веса загустки. Главнейшие виды загусток следующие,

Крахмально-трагаптная загустка нейтральная: 12% пшеничного или маисового крахмала смепшвают с 60 % холодной воды, прибавляют 20% трагантной загустки (6%-ной), предварительно смешанной с 8% масла (растительного или минерального). Все размешивают и подогревают до 85°. Крахмально-трагэнтная загустка кислая: 12% крахмала, 62-50% воды, 20% трагантной загустки (6%-ной) и 6-18% уксусной к-ты (30 - 32%-пой). Трагантно-мучная загустка: 20% пшеничной муки, 50% воды, 30% трагантной загустки (6 %-ной).Крахмально-брит и шгумо-вая загустка: 8% крахмала смешивают с 8 % воды, добавляют 25% бритишгума, 59% воды и нагревают. Щелочная камедная загустка: 50% камедной загустки (50 %-ной) обрабатывают 50 % раствора едкого натра (45° Вё) при 25°.

Печатные краски кроме загусток и красителей содержат, в зависимости от свойств красителей и назначения печатных красок, к-ты, щелочи, вытравляющие вещества, окислители, восстановители, резервирующие вещества (глинку) и соли различных к-т, таниин и другие химические материалы, а также масла (растительные и минеральные).

Печатные краски содержат также масла, сообщающие им пластичность и мягкость, глицерин в качестве гигроскопич, вещества, скипидар и керосин для предупреждения вспенивания и антисептич. вещества (фенол, формалин и др.), предохраняющие от плесневения. Эти вещества прибавляют довольно часто уже в загустки. Печатные краски бывают вареные, если они изготовляются одновременной варкой загустителя с красителем и нек-рыми химич. материалами, и складные (чаще применяемые), когда отдельно готовят загустки, а затем их смешивают при обыкновенной t° с растворами красителей и другими ингредиентами. Печатные краски изготовляют концентрированными-цельными, называемыми также м а т к а-м и. Для печатания обычно применяют менее концентрированные, разбавленные печатные краски, наздааемые купюрами(деления-м и), получаемые из маток разбавлением их загустками. Кушюры обозначают дробью, напр. Vi Vs) ит. д., где числитель показывает число вес. ч. матки, а знаменатель-число вес. ч. загустки, смешанных между собою для образования купюры. В виду того что загустка обладает коллоидактивностью и способна связывать нек-рую часть ингредиентов (протравы, гидросульфит и др.), необходимых для образования окраски на волокне, при купировании матки загусткой в последнюю прибавляют кроме загустителя некоторое количество этих веществ, напр, солей металлов (А1, Сг, Fe) при протравных красителях, таннина при основных, гидросульфита при кубовых и т. д. Печатные краски, содержащие красители с одинаковыми красильными свойствами, часто смешивают для получения модных цветов, мод или с ер и й. Обычно сначала смешивают матки, а затем их купируют загустками. При изготовлении



печатных красок все составные их части, как при загустках, отвешивают (на весах) и относят (ставят) в рецептурах (если это представляется возможным) к 1 кг, 10 кг, 100 кг краски или выражают в % от веса печатной краски. Для предупреждения высыхания печатных красок, особенно изготовляемых в запас, их поверхность покрывают слоем масла (растительного, минерального) или керосина. Для экономии в расходе печатных красок Р. Галл ер предложи.д использовать печатные краски, остающиеся на щетках шасси ситцепечатных машин. С этой целью щетки помещают в закрытые металлич. ящики, в к-рых они (щетки) приводятся в быстрое вращательное движение от привода; при этом центрифугировании краска со щетки сбрасывается и собирается в ящике, откуда ее выпускают через отверстие, находящееся в дне ящика. Остатки разных печатных красок используют для изготовления темных и черньгх: красок. Загустки, печатные краски, протравы и плюсы, необходимые для печати, изготовляют в красковар к ах (печатных лабораториях), составляющих важную часть всякой печатной или набивной ф-ки. Главнейшее оборудование красковарки состоит из красковарных котлов (варочных котлов), автоклавов, цедилок, краскотерок, фильтров (простых) и фильтрпр ессов и др. Красковар ны е котлы применяют для варки загусток и печатных красок при обыкновенном давлении; они представляют собой открытые луженые медные котлы, снабженные двойными стенками (рубашкой) для обогрева паром во время варки загусток и охлаждения водой во время расхолаживания. ]готлы снабжены одной или двумя механич. мешалками, имеющими часто сложное плане-тоидное движение: вокруг своей оси и по периферии круга котла. Для опоражнивания малые котлы можно повернуть вокруг горизонтальной оси вручную, а большие-с помощью зубчатой передачи. Пар и вода поступают в рубашку через полые цапфы, являющиеся одновременно и осями, вокруг к-рых вращается котел. Паровая рубашка в нижней части имеет кран для выпуска пара, конденсата и воды.- Емкость красковарных котлов колеблется от нескольких л до 1 ООО л. Для варки загусток обычно применяются котлы в 400-600 л, а для печатных красок-100-300 л. Автоклавы применяются для варки под давлением загусток, трудно или вовсе не разваривающихся при ибыкновеином давлении (камедь Гатти, трагант и др.). Они представляют собой медные или железные закрытые котлы, снабженные двойными стенками (рубашкой) для обогрева паром и охлаждения водой, механич. мешалкой, и могут поворачиваться вокруг горизонтальной оси с помощью зубчатой передачи. Материалы задают через лаз, находящийся в верхнем днище котла, готовая загустка выпускается под давлением пара через спускное отверстие, находящееся в дне котла. Лаз во время варки загустки закрывается крышкой. Емкость автоклавов 250-1 ООО л. Ц е д и л к и применяют для проценшвания загусток, печатньгх красок, а также растворов протрав, плюсов, красителей. Механич. щеточные цедилки бывают в 1 или 2 кисти, с помощью к-рых процеживают печатные краски, загустки через тонкие шелковые, волосяные или металлич. (медные)-сита. Процеженные загустки, печатные краски собираются под ситами в ушаты. Вакуум-цедилки (фиг. 15) состоят из медного j

или железного открытого ци.диндрич. сосуда а, сверху плотно закрываемого (с помощью болтов) крышкой Б, имеющей вид воронки. Дно крышки представляет сито в, покрытое фильтрационньв! материалом (миткалем, бязью и др.). Сосуд соединяется с помощью патрубка г с вакуум-насоом, выкачивающим воздух из сосуда. Во время процеживания в сосуд помещают ушат Д, закрывают крышкой, наливают печатную краску в воронку и соединяют сосуд с вакуум-насосом. Процеженная печатная краска, загустка собирается в ушате. После окончания процеживания сосуд соединяют с атмосферным давлением, открывают крышку и вынимают ушат с краской. Иногда ушата не ставят, а просто цедят краску в сосуд, выпуская ее периодически через спускное отверстие. Кроме механических и вакуум-цедилок применяют ручное процеживание через сита с помощью щеток или продавливают краску через холще-вые конич. мешки с помощью двух палок. Процеживание загусток и печатных красок-очень важная операция, т. к. при этом печатным краскам сообщается однородность, удаляется песок и другие твердые частицы, вызывающие многочисленные браки при печатании на машинах. Краскотер-к и применяются для растирания печатных красок, содержащих нерастворимые вещества, как например минеральные краски, каолин и др. К этим машинам относятся

краскотер ныемельницы и краскотерные машины (см.). Обьгано применяются трех-вальные краскотерки с гранитными валами. Фильтры применяют для фильтрации протрав, плюсов, растворов красителей и др. Фильтры бывают обьпшовенные, представляющие собой деревянные, установленные на четырех ножках четырехугольные рамы, на которые натягивают миткаль, бязь, льняное полотно, а также ф и л ь т р и р е с с ы. Для изготовления, смешршаиия-разделки печатньгх красок, загусток, для хранения их в красковарке имеются деревянные ушаты в 20, 40, 60 и 80 л, бочки в 250 л и чаны емкостью 300-1 ООО л. Для разливки печатных красок, загусток применяются медные и деревянные ковши емкостью в 1-2 л.

Проводка волокнистых материалов после печатания. Волокнистые материалы после печатания (ручного, машинного, аэрографного и др.) и сушки подвергаются ряду последующих обработок, называемых проводками, имеющими целью закрепление красителей (см.) на волокнах и удаление с поверхности волокон загусток, химич. материалов, не-закрепившихся красителей, входивших в состав печатных красок. Основной операцией, входящей в число проводок, является з а п а р и в ан и е в атмосфере влажного пара при Г-100°


<1>11Г. 1о.



в запарках (см.) для закрепления главн. обр. протравных, хромировочных, субстантивных, основных красителей и альбуминных красок и в зрельниках (см.) для сернистых, кубовых красителей, черного анилина, вытравок и резервов. Иногда перед запариванием протравных красителей и черного анилина в запарках, для предупреждения ослаб.лепия хлопковых тканей их пропускают через нашатырный аппарат (н а ш а т ы р н и к), камеру, наполненную аммиаком. Для окончательного закрепления нек-рых красителей или завершения реакций окисления после запаривания применяют обработку солями различных кислот и других хихМических материалов в зависимости от рода печатных красок: напр. для закрепления основных красителе!! (с таннином) обрабатывают раствором рвотного камня, для кубовых, сернистых красителей и черного анилина пропускают через раствор хромпика (в присутствии уксусной к-ты или соды), при лейкотроп-ных вытравках по индиго обрабатывают горячим раствором силиката натрия и др. Эти обработки производят в зависимости от рода, а гл. обр', от стадии механич. обработки волокнистых материа.лов в разнообразных промывных машинах. Для промывки хл.-бум. тканей врасправку применяют проходные аппараты, состоящие обыкновенно из 9 ящиков: в первом помещают раствор химич. материалов для закрепления красителей, в следующих-растворы мыла, соды, горячую и холодную воду. Для мыловки и промывки хлопковых тканей жгутом применяются жгутовые машины ( тройки или шестерки ), а также жгутовые барки (с натянутым и свободным жгутом и др.). Указанную обработку тканей после печатания и крашения производят в заварочных отделениях, или заварках, ситцепечатных фабрик.

Теории закрепления красителей на волокнах при печатании в основном близки к теориям крашения этими красителями. Однако наличие в печатных красках коллоидов загусток известным образом отражается на свойствах и условиях закрепления красителей на волокнах, например наличие загустки в печатной краске позволяет здесь применять более концентрированные растворы красителей, чем при крашении. В отличие от крашения ализарином с алюминиевой протравой в красный цвет по однован-ному способу, не дающему пока удовлетворительных результатов вследствие образования нерастворимого лака, печатание по этому способу осуществляется сравнительно легко и лака при этом не образуется. При печатании краска несколько вдавливается в волокнистые материалы, но большая ее часть находится на поверхности волокна. При сушке происходит удаление воды и сближение составных частей печатной краски. Галлер даже предполагает, что при этом происходит частичное лакообразова-ние (при основных и протравных красителях). При занаривании в зрельнике или в атмосфере горячего влажного пара происходит набухание волокнистого материала и загустки, последняя кроме того при этом разжижается и иногда даже неско.лько гидролизуется (при наличии соответствующих химич. материалов в печатных красках). Краситель закрепляется па волокне, в загустке остаются небольшие количества красителя, удаляемые при промывке.

Подготовкаволокнистых материалов к печатанию. В зависимости от ро-

да и стадии механич. обработки волокнистых материалов подготовка их к печати несколько различается: хлопок, лен, пенька, джут в виде пряжи или ткани подвергаются полному белению. Искусственный шелк в виде мотков и тканей отваривают или промывают в мыльных, содовых растворах и иногда отбеливают. Для получения четких нерастекающихся узоров в нек-рых случаях искусственный шелк обрабатывают раствором уксуснокислого алюминия. Шерсть (преимущественно камвольную, чесаную ленту, платки, ткань) промывают и иногда отбеливают. Для увеличения яркости окрасок, а также для устранения восстановительной способности шерсти ее перед печатанием, хлорируют, т. е. обрабатывают растворами гипо-хлорита натрия или кальция с последующей предварительной или одновременной обработкой серной к-той. После хлорирования шерсти следует основательная промывка. Для увеличения яркости окрасок нек-рых основных красителей (гл. обр. ксантеновых), красных, розовых, шерстяные, полушерстяные и нек-рые хлопковые ткани, платки подвергают процессу с т а н-нирования, заключающемуся в осаждентг на волокнах SnOj путем предварительной обработки раствором оловяннонатриёвой соли и последующей обработки раствором серной или соляной к-т. Станнирование производится после беления, промывки шерсти, полушерсти, хлопка и после хлорирования шерсти. Шелк к виде мотков, пряжи, тканей обесклеивают, отваривают и иногда отбеливают. В нек-рых случаях (для шелка в мотках) находит применение предварительная обработка раствором уксуснокислого алюминия. Смешанные волокнистые материалы, напр. полушерстяные ткан и (хлопок и шерсть),* сначала промывают в мыльно-содовых растворах, отбеливают, хлорируют и иногдастаннируют; полушелковые ткани (хлопок, шелк) отваривают в мыльных растворах, отбеливают; ткани, изготовленные из хлопка и искусственного шелка, слегка отваривают и отбеливают, а изготовленные из шерсти (или шелка) и, искусственного шелка промывают (отваривают) и отбеливают. Кроме химич. обработок волокнистые материалы в виде тканей подвергаются перед печатанием механич. обработкам: стрижке на стригальных машинах для удаления волосков и торчащих концов волокон, очистке от пуха на пухоочистительных машинах и в большинстве случаев накатке на ролики на накатных машинах; для хлопковых тканей количество кусков в ролике может доходить до 72. Хлопковые ткани с начесом подвергаются начесу на чесальных машинах. При печатании сеток и клеток необходимо нити утка и основы в тканях расположить перпендикулярно друг к другу, чтобы избежать получения перекошенных фигур. С этой целью ткани подвергают правлению утка на ширительно-распра-вительных рамах.

Непосредственное (гладкое) печатание волокнистых материалов. Печатание кислотными красителями находит значительное применение для животных волокнистых материалов, особенно шерсти, т. к. кислотные красители обладают хорошей эгализа-ционной (ровно окрашивающей) способностью, а окраски их отличаются яркостью и в некоторых случаях удовлетворительной прочностью, например часть из них довольно прочна к свету, воде, поту, трению. Кро.ме того



способы печатания кислотными красителями относительно просты и дешевы.

Печатание шерсти. Печатные краски содержат краситель (3-4%, для черных-до 10%), воду (в качестве растворителя), к-ты (преимущественно органические: щавелевую, винную, лимонную, муравьиную или уксусную); при плохо эгализирующих красителях вместо к-т применяют их аммониевые соли, напр. ок-салат аммония [(NH4)2C204], при запаривании разлагающиеся на к-ту и аммиак; сильно диссо-циированньЕХ к-т, вроде HgSO, избегают, т. к. они действуют разрушительным образом, особенно при машинном печатании, на х.лопковые подкладки и ракли. H2SO4 и NaHSO иногда используют при ручном печатании. Для увеличения прочности окрасок к воде нек-рых красителей в печатные краски прибавляют соли алюминия: А12(804)3, А1(С2Пз02)з. Прибавление в печатные краски таннина способствует ровноте печати. Для предохранения от восстановительного действия шерсти, особенно отражающегося на черньгх азокрасителях, в печатные краски вводят окислители (например КаСЮз в количестве5 г на 1 кг). Загустки должны легко вьцу1ьгааться из шерсти после закрепления на ней красителей и. быть стойкими к к-там, поэтому здесь в качестве загустителей наибольшее значение имеют бритишгум, декстрин, трагант, камедь и отчасти крахмал. Печатные краски содержат иногда глицерин, скипидар и другие компоненты. Примером печатной краски может служить следующий рецепт: 0,5-5% красителя растворяют в 41% горячей воды в присутствии 1% глицерина, после чего смешивают с 30% трагантной загустки (6%), 20% бритишгума сухого и нагревают до получения однородной массы; после охлаждения прибавляют 0,5-3% щавелевой к-ты или щавелевокислого аммония. Проводка шерсти после печати и сушки заключается в запаривании в атмосфере влажного пара обыкновенно при 100° в течение зД-1/ ч., промывке холодной водой, отжиме и сушке.

Печатание ше.лка кислотными красителями производится в общем аналогично шерсти, однако здесь прочность окрасок несколько хуже, чем на шерсти. Для увеличения прочности окрасок в печатную краску иногда прибавляют алюминиевые квасцы или уксуснокислый алюминий или обрабатывают шелк растворами этих солей до печатания. Проводка шелка после печати тоже ничем Существенным не отличается за исключением запаривания, к-рое обычно производят при менее влажном паре, чем при шерсти. Закрепление кислотных красителей на шерсти и шелке происходит во время запаривания. Наиболее вероятной теорией закрепления невидимому является химическая теория солеобразования между аминогруппами кератина шерсти и фиброина шелка с к-той (анионом) красителя; этому закреплению способствуют к-тыили аммониевые соли (см. Крашение кислотными красителями).

Печатание на растительных волокнистых материалах кислотными красителями как общее правило не производится. Исключением являются некоторые кро-цеиновые фталеиновые красители (эозин, бенгальская роза и др.), которы.ми печатают хлопок по рецептам протравных красителей с протравами (уксуснокислым хромом, алюминием и др.). Иногда кислотными красителями печатают на джуте и ацетатном шелке.

Печатание хромировочными красителями применяется для животных волокнистых материалов, гл. обр. шерсти, особенно в тех случаях, когда к прочности окрасок (к свету, мытью, поту и др.) предъявляют повышенные требования. Печатные краски состоят из красителей, воды (в качестве растворителя), органич. к-т (щавелевой, уксусной и др.) или их аммониевых солей, протрав (уксуснокислого и фтористого хрома, уксуснокислого алюминия, уксуснокислого железа и др.) и загусток. Для загусток применяют бритишгум, декстрин, трагант; камеди здесь имеют меньшее применение, т. к. они с солями металлов (особенно хрома) образуют нерастворимые трудно удаляемые с волокон соединения. Примером печатной краски может служить следующий рецепт: 0,5- 3% красителя растворяют в 51% горячей воды в присутствии 2% глицерина, после чего смешивают с 26 % бритишгума (сухого) и варят до получения однородной массы; после охлаясде-ния прибавляют 1,5% фтористого хрома, растворенного в 8,5% воды, 5% щавелевокислого аммония и 0,5% NaClOg, растворенного в 2,5% воды. Проводка шерсти и шелка после печати и сушки заключается в запаривании (в запарке) в течение 7*-IV2 при Г~100°, промывке в воде, отжиме и сушке. Закрепление хромировочных красителей на животных волокнах при печатании происходит тем же путем, что и при крашении (см. Крашение хромировочными красителями).

Печатание субстантивными красителями применяется гл. обр. для животных и смешанных волокон (полушерстяных, полушелковых тканей, изготовленных из шерсти, шелка и растительных волокнистых материалов). См. Крашение субстантивными красителями. Прочность окрасок к мытью, и особенно к воде, у субстантивных красителей несколько больше, чем у кислотных, однако эгализационная способностьу них хуже, поэтому их применяют главным образом для контуров и в меньшей степени для грунтовых рисунков. Для печатания на растительньгх волокнистых материалах (хлопок, искусственный шелк за исключением ацетатного) субстантивные красители применяются сравнительно редко из-за недостаточной прочности к мытью и воде. Для лучшего закрепления красителей иногда в печатные краски прибав.дяют альбумин. Проводка после печати и сушки сводится к запариванию в течение V2-1 ч., причем глицерин из-за гигроскопичности создает благоприятные условия для закрепления красителей. Растительные волокна после запаривания обычно не промывают вследствие недостаточной прочности окрасок и сразу подвергают отделке. В случае промывки во избежание сбегания красителя к промывной воде прибавляют поваренную соль и.аи сернокислый алюминий.

Печатание протравными красителями находит значительное применение для растительных волокон, гл. обр. в С. Объясняется это повышенной прочностью окрасок (к свету, мытью, воде и др.). Печатание растительных волокон производится по двум способам: запарному, заключающемуся в том, что печатают краску, содержащую загущенные красители и протравы, а затем запаривают, и заварному, при к-ром сначала печатают лишь загущенные протравы, закрепляют их сушкой или пропуском через зрельню, затем заваривают и окрашивают протравными красителями.



Запарный способ, наиболее распространенный в настоящее время, в зависимости от применяемых протрав (А1, Сг, Fe и др.) дает ряд вариантов. Печатание с алюминиевыми протравами в настоящее время ограничивается ализарином и нек-рыми ализариновыми красителями, причем с ализарином печатание мои^ет производиться на маслованой ткани, предварительно про-илюсованной раствором ализаринового масла (см.) или на немаслованой ткани, но с прибавлением в печатную краску жирнокислых соединений (лизароль и др.), образующих нерастворимые соединения с протравами (А1, Сг, Sn и др.) лишь при запаривании. В настоящее время наибольшее значение имеет печатание ализарином в красный и розовый (роза) цвет. Примером печатной краски с лизаролем и ализарином для красного цвета может служить следующий рецепт: 17% ализарина (в виде 20%-ной пасты), 2,5% касторового масла, 1,5% мо.чочной к-ты, 39% крахмально-трагантной загустки смешивают и варят; после охлаждения прибавляют 15% молочнокислого алюминия (19° Вё), 12% молочнокислого олова (20° Вё), 5% уксуснокислого кальция (15° Вё) и 7,5% лизароля. Розу получают купированием печатной красной краски до 7з9 и более или же ее изготовляют самостоятельно. Все материалы, входящие в состав печатных красок для ализарина красного и розы, не должны содержать солей л^елеза, т. к. с последними ализарин образует лак фиолетового цвета, сообщающий тусклый оттенок. По этой причине применяют медные ракли, стальные же покрывают спиртовым раствором шеллака, в печатные краски при этом вводят роданистый алюминий и алюминиевые оловянные протравы и другие вещества, предохраняющие краски от соединения с железом и предупреждающие образование фиолетового лака окисного железа с ализарином. Ализарин, как впрочем и все трудно растворимые протравные красители, необходимо вводить в печатную краску в виде тонко измельченной пасты, получаемой растворением красителя при нагревании в растворе едкого натра и обратным осаждением соляной или другой кислотой. Проводка тканей после печатания и сушки заключается в однократном (для розы) или двукратном (для ализарина красного) запаривании по -1 ч. в запарках при обыкновенном или несколько повышенном давлении, промывке, мыловке при 60° (в мыльных тройках) и опять промывке (см. Крашение протравными красителями).

Печатание с хромовыми протравами очень распространено на ситцепечатных ф-ках и производится исключительно на немас-.гованой ткани и без жирнокислых протрав. Печатные краски содержат крахмально-трагант-ную загустку. Примером печатной краски может служить следующий рецепт: 3% красителя растворяют в 24% воды и смешивают с 60 % кислой крахмально-трагантной загустки, нагревают и после охлаждения прибазляют 3% уксусной к-ты (30 %-ной) и 10% уксуснокислого хрома (20° Вё). Нек-рые галловые красители (галлоцианин, галломорской синий и др.) для лучшего закрепления и получения ярких оттенков переводят в лейкосоединения прибавлением в печатную краску ронгалита, восстановля-ющего красители при запаривании. Проводка после печати и сушки заключается в запаривании в течение -1V2- при обыкновенном давлении, мыловке при 60° и промывке. Нек-рые протравные красители-галловые, восстановлен-

ный черный (кармин) из тематика и др.-закрепляются и при запаривании в зрельнике в течение 5-15 мин. При печатании с хромовой протравой наиболее часто применяются различные ализариновые красители, кампешевый и гру-шковый и другие растительные экстракты.

Печатание с jk е л е з н ы м и, н и к е л е-выми и смешанными протравами производится значительно реже, чем с хромовыми и алюминиевыми протравами. О железныш! протравами (сернокислым, уксуснокислым железом, древесным настоем и др.) обычно печатают ализарином в фиолетовый цвет, виридо-ном (нитрозобетанафтолом) в оливковый цвет, динитрозорезорцином в зеленый цвет, гемати-ном (кампешем) в черный цвет. Кроме того иногда находят применение смешанные протравы-смесь А1, Sn, Са, смесь Сг и Fe, а также Сг и Ni и др. В последние годы предложены протравные красители - эргановые, эрганоно-вые, эрганиловые. Печатные краски содержат красители, воду, загустку и муравьиную к-ту. Проводка после печати и сушки заключается в коротком запаривании в зрельнике (3-5) или пропуске через слабо щелочной раствор соды и сернокислого натрия при 40-50°.

Печатание на животных волокнах (шерсти, шелка) производится гл. обр. с хромовыми и отчасти алюминиевыми и железными протравами без жирнокислых протрав. Печатные краски содержат краситель, воду, органич. к-ты или их аммониевые соли, протравы (А1, Сг, Fe, Са, Sn) и загустки (бритишгумовую, декстриновую, крахмально-трагантную). Проводка после печати и сушки заключается в запаривании в течение 4-IVz ч. и промывке в воде.

Печатание основными красителями применяется для растительных и животных волокон (печатание на шерсти и шелке). Печатные краски содержат раствор красителя, уксусную к-ту (в качестве растворителя), загустку (бритишгумовую, декстриновую, тра-гантную и отчасти крахмальную). Иногда для увеличения прочности окрасок (к мытью, воде) прибавляют таниин. Примером печатной краски может служить следующий рецепт: 0,5-3% красителя растворяют в 36-26% горячей воды в присутствии 2% глицерина и 10% уксусной к-ты (6° Вё), смешивают с 30 % трагантной загустки (6%) и 20% бритишгума и варят до получения однородной массы; после охлаждения прибавляют 1% винной к-ты и 0,5-8% раствора таннина в уксусной к-те (1 : 1). Проводка шерсти и шелка после печати и сушки аналогична проводке при печатании кислотными красителями. Основные красители обладают сравнительно малой прочностью окрасок к свету, мытью и применяются из-за яркости гл. обр. для печатания шелка (см. Крашение основными красителями).

Печатание ра стительных в о л о к он (хлопка, льна, исх^усственного шелка и др.) в настоящее время производится с таннином или заменяющим его закрепителем ИТ, катанолом О, W. Печатные краски с. таннином обычно состоят из красителей (до 3%), растворителей (воды, уксусной.к-ты, ацетина, спирта и других веществ, способствующих растворению красителей и предупреждающих образование лака в печатной краске), гигроскопич. веществ (глицерин, глиецин и др.), таннина в виде раствора в уксусной к-те, спирте, анилине и др. (1 : 1) и загусток (гл. обр. кислой крахмально-трагантной, крахмально-бритишгумовой, бритишгумо-



1 2 3 4 5 ... 49

© 2003-2018