Главная » Журналы » Промышленная ситовейка

1 2 3 4 5 6 ... 49

вой, камедной). Примером печатной краски может служить следующий рецепт: 2% красителя растворяют в 22,5% горячей воды в присутствии 7,5% уксусной к-ты (6° В6), смешивают с 60 % кислой крахмально-трагантной загустки, после охлалодения прибавляют 8% раствора таннина в уксусной к-те (1 : 1). Проводка после печатания и сушки заключается в запаривании (запарке) -i ч. при 100°, пропуске через раствор рвотного камня (2-5 г в 1 л при 30-35°), легкой мыловке и промывке холодной водой. Для очистки белых мест, слегка закрашенных основным красителем, пропускают через слабый раствор гипохлорита натрия, а затем на сушильные барабаны. При обычной рецептуре введение рвотного камня в печатную краску вызывает лакообразование; предложены однако способы приготовления печатных красок в присутствии резорцина, позволяющие применять рвотный камень или соли цинка совместно с основным красителем и таннином. Необходимо отметить способ закрепления основных красителей без запаривания введением моно-хлоруксусной к-ты в печатную краску, содер-л-сащую краситель, уксусную к-ту, таннин, загустку. Печатание с помощью катанола 0,W и закрепителя ИТ производится по различным способам: ткань предварительно плюсуют раствором катанола 0,W или закрепителя ИТ, высушивают и печатают краску, состоящую из раствора красителя, уксусной к-ты и загустки, высушивают и запаривают или же эти операции выполняют в обратном порядке-сначала печатают загущенный уксуснокислый раствор красителя, высушивают, а затем пропускают через раствор катанола 0,W или' закрепителя ИТ, Такие относительно сложные способы печатания обусловливаются тем, что прибавление катанола или закрепителя в печатную краску вызывает лакообразование. Для предупреждения лакообразования предложено несколько способов, позволяющих вводить в печатные краски эти вещества: по рпособу Сазанова- краситель с помощью едкого натра переходит в карбинольное основание, не образующее лака с закрепителем и катанолом; на ткани печатают краску, высушивают и пропускают через зрель-ник и слабый, раствор уксусной к-ты: при этом карбинольное основание обратно переходит в краситель, образующий лак на волокне с катанолом или закрепителем. По другим способам в печатную краску вводят фенол, молочную, уксусную к-ту, растворяющие лак красителя с закрепителем (Филиппов); Харац предлагает сначала к-тами (H2SO4) выделить т. н. смолу закрепителя, растворить ее в спирте в присутствии фенола и ввести в печатную краску, содержащую раствор красителя и загустку, и наконец по способу Серебренниковой закрепитель переводят в продукт конденсации с формалином, не реагирующий в печатной краске при обыкновенной 4° с красителем, особенно в присутствии резорцина. При пропуске через зрельник происходит улетучивание растворителей или же разрушение формальдегидного соединения красителя с закрепителем ИТ и закрепление основного красителя на волокне. Окраски этими красителями на растительных волокнах тоже обладают малой прочностью (к свету, мытью и др.) и все же находят применение из-за их яркости (см. Крашение основными красителями).

Печатание сер ни отыми красителями производится исключительно на расти-

тельных волокнах, гл. обр. хлопковых тканях. Крашение этими красителями заключается в обработке растительных волокон в красильном растворе, содержащем натриевые соли лейко-соединений-продуктов восстановления сернистых красителей,-с помощью NagS. В таком виде осуществить печатание сернистыми красителями нельзя, так как NaoS, находящийся в печатной краске, будет разрушительно действовать на медные валы с образованием CuS, которая кроме того, попадая в печатную краску и на ткань, может вызвать каталитически ослабление целлюлозного волокна. В связи с этим предложено несколько способов, позволяюших применять сернистые красители, избегая разрушения печатных валов. Способ Харчева основан на применении т. и. сернистой восстановительной, или редукционной, паст ы, представляющей продукт взаимодействия сернистого натра с формалином в присутствии бисульфита натрия. Эта паста не действует разрушительным образом на медные валы и обладает восстановительными свойствами, гл. обр. при запаривании в зрельнике. Печатные краски состоят из сернистого красителя, г.дицерина, смачивающих веществ (контакта Т, ализаринового масла и др.), едкого натра, сернистой пасты и загустки (преимущественно бритишгумо-вой и крахмально-бритишгумовой). Примерол! печатной краски может служить следующий рецепт: 4-6% красителя хорошо растирают с 6% глицерина (технического), 4% раствора едкого натра (40° Вё) в присутствии смачивающих веществ и прибавляют 30% сернистой пасты и 56-54% крахмально-бритишгумовой загустки (из маисового крахмала). Вместо сернистой пасты Саввичев предлагает пасту, отличающуюся от предыдущей тем, что вместо формалина применяется глюкоза или картофельная патока. Для нек-рых сернистых красителей вместо NagS применяют другие восстановители: напр. ронгалит С (формальдегид, сульфоксилат натрия); причем можно печатные краски приготовлять с предварительным восстановлением NagSgO в присутствии ронгалита С или без предварительного восстановления с помощью одного ронгалита С. В качестве восстановителей находят также применение глюкоза в присутствии едкого натра и гидрат закиси олова. Проводка хлопковой ткани после печатания сернистыми красителями и сушки захшючается в пропуске через восстановительный (безвоздушный) зрельник при температуре 100-105° в течение 4-8 минут и окислении в растворе хромпика и уксусной к-ты, промывке и мыловке (см. Сернистые красители).

Печатание кубовыми красителями находит значительное применение для растительных волокнистых материалов, преимущественно в С. из-за яркости, хорошей, а иногда и выдающейся прочности окрасок (к свету, мытью, воде поту и пр.). В зависимости от рода кубовых кра-сите.дей способы печатания несколько отличаются друг от друга. Печатание кубовыми ан-трахиноновыми красителями производится почти исключительно по запарному способу и иногда по способу с проявлением NaOH. Запарный способ состоит в том, что на хлопковой ткани печатают краску, содержащую краситель, восстановители (NaHSOa- неон- 2Н2О, NagSgOj), щелочи (NaOH, NaClOg, K2GO3) и загустку (преимущественно бритишгумовую, крахмально-бри-тишгумовую, камедную), высушивают и для закрепления красителя запаривают 4--8. мин.



в восстановительном зрельнике в атмосфере влажного пара ири 100-105°. При этом краситель под влиянием ронгалита С восстанавливается в лейкосоединение, растворяется в щелочи с образованием соли. Соли лейкосоединений обладают коллоидным характером, субстантивными свойствами, адсорбируются и закрепляются на целлюлозном волокне. По выходе иззрель-ника закрепленное лейкосоединение окисляется в краситель при пропуске через раствор хромпика и уксусной к-ты, после чего следует промывка и мыловка для увеличения яркости окрасок. В зависимости от применяемых щелочей в печатных красках различают натронный способ (с NaOH), содовый (с NagCOg), поташный (с KgCOg). Применение NaOH в печатных красках вредно отражается на подкладке и медных валах, вызывая постепенное разрушение их, поэтому во всех случаях, где это по свойствам применяемых красителей возможно, NaOH заменяют NagCOg и К2СО3. В некоторых случаях для растворения лейкосоединения применяют NaOH, но затем избыток его нейтрализуют NaHCOg (бикарбонатный способ). Различные свойства кубовых антрахиноновых красителей заставляют составлять печатные краски с предварительным восстановлением красителя (NajSaOi) и без предварительного восстановления. В обоих случаях кроме того применяется еще ронгалит С. В первом случае краситель (в виде порошка или пасты) тщательно растирают с глицерином и щелочью в присутствии смачивающих веществ, смешивают с загусткой, прибавляют .гидросульфит натрия (Na2S204) и нагревают до 60° до восстановления красителя. После охлаждения прибавляют ронгалит С, По этому способу в качестве щелочи применяют NaOH, NaaCOg, К2СО3 и NaHCOg, По второму способу краситель тщательно растирают с глицерином, смачивающими веществами и щелочью, смешивают с загусткой и без предварительного восстановления красителя прибавляют ронгалит. Иногда в печатные краски прибавляют солюционнуюсоль (натриевую соль бензилсульфаниловой кислоты), способствующую получению более интенсивных и ярких окрасок. Действие ее повидимому (Лихтенштейн) сводится к уменьшению поглощения загусткой красителей.

Способ печатания кубовыми антрахи-попов ым и краен тел ями с проявлением состоит в том, что на хлопковой ткани сначала печатают краску, содержащую краситель, восстановители (SnClajFeSOi), винную и молочную к-ты, загустку, а после высушивания ткань проявляют (1/2-V4) в растворе едкого натра (18- 20° Вё) при 75-80°. Образующиеся при этом гидраты закисей олова и железа восстанавливают краситель в .лейкосоединение, к-рое растворяется в NaOH, адсорбируется и закрепляется целлюлозным Волокном, В заключение следуют промывка, кисловка и опять промывка, во время к-рых следует окисление лейкосоединения в краситель, растворение и удаление окислов железа, олова и др, Проявительный способ находит применение преимущественно в кустарной пром-сти, т, к, печатание кубовыми красителями можно производить без зрельника и без гидросульфитов. Печатание кубовыми и н-дигоидными красителями производится неодинаково: для тех из них, к-рые приближаются по свойствам к кубовым антрахи-ноновым, способы печатания ничем от последних не отличаются. Другая часть по свойст-

вам приближается к гтдиго (см.). Печатание индиго производится гл. обр. по гидросульфитному способу, причем индиго (в порошке) тщательно растирают в присутствии смачивающих веществ (ализаринового масла, некала) с глицерином и раствором едкого натра до получения тонко измельченной пасты, при 60° задают ронгалит, а после растворения охлансдают и прибавляют щелочную бритишгумовую загустку. Этой краской печатают напр. на хлопковой ткани, высушивают, цосле чего запаривают ее в зрельнике 4-5 мин. При этом происходит восстановление индиго в лейкоиндиго, растворение его в едком натре и адсорбирование целлюлозным волокном. Закрепление индиго происходит при окислении лейкоиндиго, при промывке или пропуске через раствор хромпика и уксусной к-ты. Иногда применяют глюкозный способ, состоящий в том, что ткань предварительно плюсуют раствором (20-25%-ным) глюкозы, высушивают и печатают краску, содержащую индиго и щелочь; после сушки пропускают через зрельпик; здесь под влиянием глюкозы в щелочной среде происходит восстановление индиго в лейкоиндиго и закрепление его на волокне. Интересно отметить, что по способу Эльберса можно получить серую окраску индиго, если на ткани напечатать краску, содер-жап1;ую индиго, оливковое масло и загустку и запарить в течение IV2-2 ч, в запарке. Кубовые индигоидные красители, близкие по свойствам к индиго и не требующие сильно щелочной среды для изготовления печатных красок, находят также применение для печатания шерсти и шелка. Печатание гидроновыми красителями, промежуточными по свойствам между сернистыми и кубовыми красителями, в общем аналогично печатанию кубовыми ан-трахиноновыми красителями. Наибрлее распространен способ печатания гидроновыми красителями с едким натром или поташом с предварительным восстановлением NagSzOi. Печатание индигозодям и-натриевыми солями сернокислых эфиров кубовых (преимущественно индигоидных) красителей - находит все возрастающее применение для растительных волокон (гл. обр, хлопковых тканей). Печатание производят по запарному и нитритному способам. Запарной способ состоит в том, что на хлопковой ткани печатают краску, содерлсащую раствор индигозоля, NH4CNS или (NH4)2C204, окистители (NaClOg), катализаторы (NHiVOg) и загустку (крахмально-трагантную); после печати и сушки ткань пропускают через зрельпик при 100°, а затем промывают, мылуют. При запаривании в зрельнике присходит разложение аммониевых солей, выделяющих HCNS или Н2С2О4, действующих омыляющим образом в присутствии окислителей на йндигозоли, превращающиеся при этом в кубовые красители, закрепляющиеся на целлюлозном волокне. Для ускорения процесса окисления, а также для нредохранения волокна от ослабления в печатные краски прибавляют катализаторы (например NH4VO3). Нитритный способ отличается от предыдущего способа тем, что печатные краски содернгат раствор индигозоля, нитрит натрия и загустку; после печатания !i сушки следует пропуск через раствор серной к-ты (30 г в 1 л) в течение 15 при 25-30°. При этом происходит омыление индигозоля в присутствии окислителя (HN02)h закрепление красителя на волокне. В заключение следуют промывка и мыловка (см. Крашение кубовыми красителями).



Печатание черным анилином. Черный анилин образуется на волокнистых материалах (гл. обр. хлопковых тканях) в виде черного нерастворимого в воде соединения при окислении в кислой среде солей анилина с помощью окислителей в присутствии катализаторов-веществ , способствующих более быстрому окислению И направляющих окисление на соли анилина, а не на волокно. Свободный анилин (анилиновое масло), атакже растворы его в малодис-социированных органич. к-тах, а также в нейтральной или щелочной среде, ие способны окисляться в черный анилин, поэтому необходимо применять соли анилина сильно диссоциированных к-т, преимущественно соль хлористоводородной к-ты-а и и л и н о в у ю с о .л ь. Печатные краски состоят из солей анилина (гл. обр. солянокислого анилина), иногда свободного анилина (для нейтрализации к-т), окислителей (NaClOa), катализаторов (CuS, ванадиевых солей К4РеСув и др.) и загустки (преимущественно крахмально-трагантной или крахмальной). В зависимости от применяемых катализаторов печатные краски, а также проводка после печатания несколько отличаются друг от друга. В способе Лейтфута и Лаута применяют в качестве катализатора сернистую медь (в виде пасты, получаемой из СиЗО* и NagS). Применяется сравнительно редко, т. к. забивает гравюру валов, крометого приходится часто чистить ракли, а иногда она вызывает ослабление волокна. Витц в качестве катализатора предлагает мета-ванадиевокислый натрий, а Г. Шмидт-хлористый ванадий; печатные краски с ванадиевыми солями малостойки и сравнительно быстро окисляются. Шмидлин предложил смесь PbCrOi и CuS в качестве катализатора. Проводка после печати и сушки в этих способах заключается в пропуске ткани через зрельни (см.) и.чи зрельник до 5; затем идут промывка и мыловка. Наибольшее значение в настоящее время имеет запарной способ (Прюдома), в к-ром в качестве катализатора применяется KiFeCyg. Печатные краски содержат анилиновую соль, анилин, NaClO. KiFeCyg и загустку (крахмально-трагантную). Проводка хлопковой ткани после печати и сушки состоит в запаривании в зрельнике в течение Р/.-2 мин., последующем окислении раствором хромпика в присутствии соды или к-ты, промывке и мыловке. Все вещества (солянокислый анилин, NaClgOg, К4реСув и др.), участвующие в образовании черного анилина, представляют кристаллоиды, молекулярнодиссоцииро-ванные соединения; волокном они не выбираются, а лишь пропитывают его. При запарном способе при запаривании в зрельнике при 100° происходит окисление анилиновой соли лишь в иигранилин-эмеральдин, закреп.ляющийся на волокне. Окисление его в черный анилин происходит по выходе из зрельника при пропуске через раствор хромпика и соды (или к-ты). Печатные краски содержат обычно 40-114 г анилина, 25-62 г NaClOg и 38-67 г к^РеСув па 1 кг краски. Благодаря работам Н. Вознесенского и М. Чилпкина удалось снизить содер^ка-ние анилина в нек-рых случаях до,40 г в 1 кг, причем соляную к-ту в этих красках берут лишь в количестве, необходимом для образования солянокислого анилина, а свободного анилина эти краски не содержат. К4РеСуб прибавляют в количестве, необходимом для нейтрализации взятой соляной к-ты. Сниления анилина достигают также введение.м в печатные краски т. н. усилителей, напр. усилителя К, КМ (Ключаре-

ва) [1, 3-диамино-б, 3 (или 2)-диметилазобен-зола], а также эймола (смеси анилина и амино-азотолуола). Эти вещества способствуют .лучшему окислению анилина, а кроме того при окислении они сами превращаются в окрашенные соединения, углубляющие черный цвет черного анилина. Для предохранения от ослабления целлюлозного волокна при действии кислот и окислителей во время запаривания или зреле-ния тканей в печатные краски вводят вещества, нейтрализующие, выделяющиеся при запаривании к-ты и принимающие окисление на себя, а не на волокно. К таким веществам между прочим относится колламин (смесь парафенилен-диамина и роданистого аммония). Иногда вместо анилина применяется парааминодифенил-амин (дифенил черный-основание), образующий черный анилин с бо.дьшей красотой черного цвета, и кроме того волокно при этом меньше ослабляется. Черный анилин находит значительное применение в'С. и в нек-рьгх случаях для печатания шелковых и полушелковых тканей (с хлопком). Аналогично черному цвет> можно получить коричневый при печатании парамином (парафенилендиамином).

Печатание ледяными или нерастворимыми азокрасителями в настоящее время почти исключительно применяется для растительных волокнистых материалов преимущественно в С. Нерастворимые азокрасите-ли образуются на волокне при сочетании диазониевых солей ароматич. аминов с нафтолами ()3-нафтолом, нафтолами группы AS). В зависимости от способа и посдедовательности нанесения на ткань диазо- и азосоставляющих различают три способа печатания. Первый, наиболее распространенный способ заключается в том, что сначала ткань плюсуют раствором нафтоля-та(15-25гв1 л/9-нафтолаили6-24гв1 л наф-толов группы AS), высушивают при t° не выше 60°, а затем печатают краску, состоящую из раствора диазониевой соли амина, загустки (гл. обр. трагантно-мучной или трагаитной) и уксуснокислого натра. Проводка ткани после печати и сушки заключается в промывке теплой водой, горячей мыловке (60-100°), обычно жгутом в мыльных тройках, и промывке холодной водой. Вместо аминов применяют готовые стойкие диазониевые соли прочных оснований, т. н. красильные соли (IG). Закрепление .де-дяпых красителей происходит при химической реакции сочетания на водокне нафто.чятов с диазониевыми с0.дями аминов, причем нафтоЛяты адсорбируются волокном и некоторые из них (нафтолы группы AS), обладая субстантивными свойствами, закрепляются на волокне. Этот способ можно применять при многоцветной печати различными ледяными красителями для крупных (грунтовых) рисунков (см. Крашение ледяными к р а с и т е .д я м и). Второй способ состоит в том, что сначала па ткани печатают краску, состоящую из загуипзнного нафтолята (;3-наф-тола или нафтолов группы AS), высушивают, а потом пропускают через раствор диазониевой соли амина, промывают водой, мылуют (при 60°) и опять промывают. Этот способ применяют редко, преимущественно для паранитранилина, для мелких рисунков и одноцветной печати. При третьем способе на ткани печатают краску, состоящую из смеси нафтолятов и диазониевых солей. Основан этот способ на применении стойких диазониевых солей, преимущественно нитрозаминов (см.), нереагирующих с нафтоля-тами в печатной краске и вступающих в сочета-



ние лишь при запаривании в зрельнике, завешивании на воздухе (под влиянием СО а) и при действии уксусной к-ты. При этом происходит превращение нитрозаминов в синдиазосоединения, вступающие в сочетание с нафтолятами и закрепляющиеся на волокне. Первые попытки применить смесь iff-нафтолятов с нитрозамином па-ранитранилина не дали удовлетворительных результатов, тл.эти нитрозамины не были стойкими и разлагались уже в печатной краске; несколько лучшие результаты были получены с нитрозамином паранитроортоанизидина. Однако наибольшее распространение в последнее время этот способ получил лишь после введения в С. т. н. р а п и д п р о ч н ы x красите-л е й (IG). Печатные краски состоят из рапид-прочного красителя и загустки (крахмально-трагантной). Проводка ткани после печати и сушки заключается в пропуске через зрельпик при 100° (3-5 мин.) или раствор уксусной к-ты или в завешивании на воздухе, промывке и горячей (при 100°) мыловке.

Печатание минеральными красками,лакам и, металлическими порошками. Минеральные краски представляют нерастворимые в воде неорганич. соли или окислы, образуемые на волокнах обменным разложением соответствующих солей или осаждением гидратов оснований металлов иногда с последующим окислением. В настоящее время печатание минеральными красками применяется редко и число их очень ограничено. Хромовый желтый (т. и. желтый крон) получают на хлопковой ткани при печатании загущенного раствора уксуснокислого свинца и др., сушке (иногда запарке), пропуске сначала через раствор гидрата окиси кальция для получения РЬ(0Н)2 или через раствор NagSOi для получения PbS04, а затем через раствор хромпика для образования PbCrOi. При пропуске окрасок хромовым желтьш через горячий раствор гидрата окиси кальция образуется основной хромовокислый свинец оранжевого цвета (ранла). Коричневый-марганцевый бистр получается на хлопковой ткани при печатании загущенного раствора MnClj, сушке и пропуске через раствор NaOH для образования Мп(0Н)2, а затем через раствор белильной извести для окисления в МпОа- Б л а н ж а, или ш а м у а, часто применяется в С. (для головных платков) для получения желтовато-коричневого цвета (обыкновенно в ранпорт с черным анилином). На ткани печатают загущенный раствор (декстрином, камедью, трагантом) уксуснокислой закиси железа (или древесного настоя), высушивают, закрепляют гидрат закиси железа запариванием в зрельнике (или завешиванием на воздухе), а затем подвергают горячей мыловке и окислению (раствором белильной извести) для образования гидрата окиси железа. Б е р-л и н с к а я л а 3 у р ь м. б. получена действием раствора К^РеСубна фиксированный на волокне гидрат окиси железа. Готовые минеральные краски (PbCrOi, берлинская лазурь, ультрамарин, киноварь, сажа и др.), а также лаки красильные (см.) и металлич. порошки (бронза, алюминий и др.) ж. б. закреплены на хлопковых тканях с помощью альбумина (см. Альбуминные краски), казеина; ири запаривании происходит коагулирование альбумина, казеина, а следовательно закрепление на волокне этих красок и нерастворимых соединений. Для этого иногда применяют также олифу (масляные краски), растворы серикозы (уксуснокислых эфиров цел-

люлозы) и бакелиты. Закрепление красок с помощью этих веществ основано на том, что при сушке (а иногда пропуске через зрельпик) происходит улетучивание растворителей и серикоза и бакелиты коагулируют и фиксируют краски на волокне.

Печатание вытраво к-см. Вытравка и Вытравные краски.

Печатание резервов. Для получения узорчатой расцветки на окрашенных волокнистых материалах, гл. обр. хлопковых и отчасти шерстяных и шелковых тканях, можно до крашения (плюсования, протравления и печатания, а в нек-рых случаях до закрепления красителей, протрав) нанести на ткани составы, предохраняющие от образования окрасок в тех местах, где э-ти составы нанесены. Такой способ расцветки называют резервированием, или р е-зервом, а составы, применяемые для этой цели,--резервными красками, или резервами. С помощью резервов можно получать на ткани или белые узоры - бель - или цветные узоры - расцветки; при этом путем введения в резервные краски разных ингредиентов-протрав, красителей, на к-рые не действуют резервы, получают на резервированных местах другую окраску. Действие резервов м. б. механическим, если они предупреждают закрепление красителя, не давая красильным растворам и плюсам смачивать и проникать в те части ткани, где они напечатаны. Эти резервы называют также вапами (см.); в их состав входят трудно смачивающиеся вещества-жиры, стеарин, воски, смолы, глинка, сернокислыГ! свинец и др. Резервы могут действовать химически на красители, протравы, вступая с ними в химич. реакции, приводящие к разрушению, оса^кдению красителя или переведению его :j такие соединения, в виде к-рых он не может закрепиться на волокнах. Иногда резервы действуют механически и химически.

Наиболее старинным способом резервирования явлж^т-ся печатание механических резервов (вап), к-рые находили применение унсе в древние века (например при крашении индиго, печатании баттика, бандхана, голгас и др.). Способы химического резервирования появплиеь в 18 в. и развитие их обязано успехам текстильной химии. Эти способы чрезвычайно разнообразны и зависят исключительно от свойств применяемых красителей. Наибольшее значение в настоящее время имеют резервы в С.

К главнейшим видам резервов относятся следующие. Резервы под печать основными красителями. На хлопковой ткани печатают резервную краску, содержащую молочнокислую сурьму или натриевый рвотный камень, высушивают; затем перекатывают - печатают грунтовым (плюсовым) валом (сплошь гравированным штрихами) печатную краску, содержащую основной краситель, таннин и загустку, и опять высушивают. При запаривании в запарке (V4-1 ч.) происходит осалодение избытком сурьмяной соли таннина и вследствие этого на тех местах, где была напечатана резервная краска, основной краситель закрепляться не будет. После проводки через раствор рвотного камня и промывки на ткани получаются белые узоры на цветном фоне. По этому способу можно получить также расцветки, прибавляя в резервную краску субстантивные или протравные красители. Резервы под розу (купюр ализарина с алюминиевой протравой) носят название розового переката и заключаются в том, что на ткани, предварительно про-плюсованной раствором ализаринового масла и высушенной, печатают резервную краску, содержащую лимонную к-ту, сернокислый цинк,



глинку и загустку (обычно камедную). Иногда одновременно печатают розовые и красные узоры с помощью красок, содержащих ализарин с алюминиевой протравой. После высушивания перекатывают розу-печатную краску,представляющую купюр ализарина красного с алюминиевой протравой,-и опять высушивают. Во время запаривания (Vj-1 ч.) в тех местах, где напечатана резервная краска, происходит образование -дегко растворимой алюминиеволимон-ной соли, осаждение сернокислым цинком других протрав-оловянной, кальциевой, входя-пщх в состав розовой печатной краски; поэтому в этих местах не происходит образования сложного лака аизарина с алюминиевыми, кальци-евьши, оловянными солями и жирными к-тами, и после промывки, мыловки в этих местах получаются белые узоры на розовом фоне, а наряду с ними розовые и красные узоры. Резервы под сернистое крашение (плюсы) одно время находили бо.11ьшое применение на ситцепечатных ф-ках. Расцветки ochobhSimh красителями получают с помощью таннина, катанола, закрепителя ИТ или ZnaFeCyg. В резервную краску,содержащую ZnClj, вводят основной краситель, таннин и резорцин, предупреждающий образование лака в печатной краске. Этой краской печатают хлопковую ткань, высунпхвают, запаривают в зрельнике (обыкновенно 2 раза), плюсуют раствором сернистого красителя, промывают, кислуют и опять промывают. При этом основной краситель образует лак с таннином, фиксируется на волокне, а ZnClg резервирует эти места от окрашивания сернистым красителем. Для получения расцветок с помощью ледяных к р а с и т е л е й ткань плюсуют напр. Д-нафтолятом, высушивают, печатают резервную краску, содержащую ZnClj, а также и диазониевую соль амина (па-ранитроортоанизидина или др.), высушивают, плюсуют раствором сернистого красителя, промывают, кислуют и т. д. Расцветки протравными красителями получаются введением в резервную краску наряду с ZnClj некоторых протравных красителей и протрав (напр. уксуснокислого хрома). Проводка аналогична предыдущему. Расцветок нек-рыми кубовыми красителями достигают (по способу Краснопресненской мануфактуры) введением в резервную краску кубовых красителей, восстановителей (ронгалита, гидросульфита) и щелочи (NaOH). Во избежание осалодения х.дори-стым цинком таклсе кубовых красителей вводят в печатную краску избыток NaOH для образования основного хлористого цинка, не осаждающего кубовых красителей и резервирующего сернистые красители. После печатания резерва и сушки пропускают через зрельник, п.дюсуют раствором сернистого красителя, промывают, кислуют и опять промывают.

Резервы под крашение кубовыми красителями, особенно индиго, основаны гл. обр. на применении механич. резервов (вап) и отчасти химических. Для получения бели печатают резервную краску, содержащую трудно смачивающиеся вещества-сало, стеарин, глинку, медные соли (CUSO4 и др.) и загустку (камедную и др.), затем высушивают и погружают в раствор индигового куба. Каолин, сало и др. механически защищают ткань от проникновения раствора соли лейкоиндиго, а медные соли (CUSO4 и др.) окисляют его в индиго, к-рое, осаждаясь на поверхности резерва, тоже не пропускает красильного, раствора. После кра-

шения следует окисление на воздухе (в ы з р ев а и и е) индиго и промывка. Желтые и оранжевые расцветки получают введением в резервную краску сернокислого или азотнокислого свинца. Голубая расцветка получается окраули-ванием ткани в индиговом кубе сначала в голубой цвет, а затем после печатания резерва-в более интенсивный синий цвет. При этом получают Ц о л у р е 3 е р в, т.н. д в у х к у б о в ы й товар, имеющий голубые узоры на синем фоне. Иногда голубую расцветку получают введением в 1эезервную краску раствора берлинской лазури в щавелевой к-те. В прелшее время были довольно распространены саксонские артикулы, представляющие резервные расцветки с помощью ализарина (с алюминием, железом и другими протравами) под индиговое крашение, по.дучаемые по заварному и запарному способам.

Под индиговое крашение можно получить резервные расцветки основными, кубовыми (с помощью лудигола), ледяными красителями. Нек-рые кубовые красители (индантрен синий RS), а также гидроновые резервируются ZnClg аналогично сернистым красителя м.Особенно распространены бель и красные расцветки ледяными красителями под крашение индантреном синим RS и гидроповым синим. Резервы под индигозолевые плюсы основаны на печатании восстановителей (ронгалита гидросульфита NF), а также аммониевых солей слабо диссоциированных органич. кислот\ которые при запаривании в зрельнике будут препятствовать омылению . и окислению инди-гозолей. Прибавляя нек-рые основные кубовые красители, можно получить ра,сцветки этими красителями под индигозолевые плюсы.

Резервы под крашение ледяными красителями основаны на применении восстановителей [SnClg, KgSOg, таннина, едкого натра, А12(804)з и др.], препятствующих образованию азокрасителей цри сочетании с нафтолами диазотированньгх аминов при пропуске нафтолированной ткани через диазо-растворы. Наибо.чьшее значение имеют SnClj и K2SO3, восстанавливающие диазониевые соли в фенилгидразин, не образующий красителя с /3-нафтолом; кроме того SnClj осаладает Д-наф-тол из нафтолята, тоже не реагирующий с диазониевыми солями. Усиливают это действие лимонная и винная кислоты. Кроме бели с помощью SnClg и K2SO3 можно получить резервные расцвет1си альбуминными красками (см.) и особенно основными красителями. Для закрепления последних в печатную краску вводится таннин, а в нафтольный плюс-рвотный камень. Ткань плюсуют /5-нафтолятом, высушивают и печатают резервы-бель, расцветки,- высушивают и пропускают через зрельник, а затем через раствор диазониевьгх солей (напр. паранитранилина, а-нафтиламина и др.), в заключение промывают и мылуют. Кроме SnClg, K2SO3 иногда применяют для резервирования таннин, образующий нерастворимые соединения с диазониевыми солями, к-рые поэтому не сочетаются с нафтолятами. По этому способу (Лангера, Рольфса) получают яркие расцветки с основными красителями, вводя их в резервные краски. Гандурин предложил резервировать паранитранилиновый красный печатанием загущенного раствора едкого натра на нафтолированной ткани, под влиянием которого диазониевая соль паранитранилина переходит в нитрозамин, неспособный к сочетанию с



/3-нафтолом. В последнее время стали применять резервные расцветки ледяными красителями под ледяное крашение, напр. ткань плюсуют нафтолятом AS, высушивают и печатают диа-зониевую соль прочного красного GL (основания) в присутствии относительно большого количества А12(Б04)з; последний осаждает избыток нафтолята, оставшегося после сочетания его с диазониевой солью, поэтому при пропуске через диазораствор дианиЗидина в тех местах, где находилась резервная краска, сочетания не происходит и получаются красные узоры па синем фоне.

Резервы под черный анилин основаны на применении уксуснокислых солей натрия, цинка, магния, щелочей и восстановителей, препятствующих окислению в зрельнике ани.чина (в черный анилин). Действие уксуснокислых солей и щелочей заключается в том, что они превращают соли анилина (напр. солянокислый анилин) в анилин, не окисляющийся в черный анилин, а восстановители парализуют действие окислителей, находящихся в составе плюса. Ткань плюсуют черноанили-новым плюсом (Прюдома), высушивают, печатают резервы, опять высушивают и пропускают через .зрельпик (1/2-2 минуты), после чего обрабатывают раствором хромпика, промывают и мылуют. Кроме бели можно получить резервные расцветки с помощью основных, субстантивных, сернистых, кубовых, ледяных и альбуминных красителей. Расцветки основными красителями м. б. получены с помощью таннина, катанолов, закрепителя, а также с ZngFeCye, бПгРеСув. В резервную краску, содержащую наряду с резервирующими веществами цинковые, оловянные соли, прибавляют раствор основного красителя. Последний фиксируется на ткани при запаривании в зрельнике с помощью ZngFeCye или бПаРеСуе, образующихся при взаимодействии цинковых солей с К4РеСуб, входящим в состав черноани-ливового плюса. Расцветки по этому способу ярки, но непрочны к свету, поэтому чаще применяют таннин, катан ол и закрепитель ИТ. Ткань плюсуют раствором таннина, катанола или закрепителя, высушивают, плюсуют черно-анилиновым плюсом, опять высушивают, печатают резервную краску, содержащую основной краситель (а иногда и рвотный камень), высушивают и пропускают через зрельпик, после чего обрабатывают хромпиком и промывают. Для исключения предварительного плюсования таннином, закрепителем Дональд предложил вводить в черноанилиновый плюс таннин, а в резервную краску-рвотный камень; П. Сазанов предлагает в резервную краску вводить одновременно катанол и краситель, но в присутствии едкого натра, переводящего основной краситель в карбинольное основание, не реагирующее с катанол ом; лишь при пропуске ткани через зрельпик и слабый раствор уксусной кислоты происходит образование лака основного красителя с катанолом и закрепление его на ткани. Расцветку ледяными красителями производят так: ткань плюсуют сначала /S-нафтолом, высушивают, печатают краску, содержащую диазониевые соли (например па-ранитранилина) и цинковые соли, высушивают, обрабатывают раствором соды и промывают, опять высушивают и плюсуют Черноанилино-вым плюсом. В местах, где фиксированы ледяные красители и ZnCOg, происходит резервирование черного анилина. Расцветки с помощью

рапид-прочных красителей имеют малое применение (из-за ореолов), но рапидоген (нитроз-амин прочноалого GG-основания) с нафтблом AS-G дает яркую лселтую расцветку под черный анилин.

в прежнее время большое распространение имели резервные расцветки альбумит/.ыми красками (см.). На ткани, оплюсопанной черноаиилиновым плюсом, печатали резервные краски, содерн{авшие альбумин, минеральные лаковые краски. При пропуске через зоельник происходило резервирование черного анилина и фиксирование )ia ткани минеральных красок, вследствие коагулирования альбумина. Во всех приведенных примерах резервов под черный анилин ткань сначала плюсовали черноанили1го-вым плюсом, а затем печатали резервные краски; су шествует однако способ, называемый заводкой, заключающийся в том, что сначала на ткани печатают peseimbi, а затем плюсуют черноанилиновы.м плюсом.

Печатание резервов на шерстяных и шелковых тканях находит в настоящее время небольшое применение и ограничивается преимущественно химич. резе])-вами с помощью цинковой пыли и бисульфита натрия, оловянной соли, гидросульфита, и .механическими (на шелке), с помощью сплавов смол, восков, жиров, стеарина и др. Резервирование цинковой пылью (иNaHSOg), SnCl2 и ронгалитом заключается в том, что на ткани печатают краску, содержащую эти резервы, высушивают и печатают грунтовым валом (перекатывают) краску, содержащую красители, вытравляющиеся (восстанавливающиеся) этими резервами (некоторые кислотные, субстантивные и др.), после чего опять высушивают, запаривают 1 час, промывают, если нужно кислуют и опять промывают. Для получения расцветок к резервным краскам прибавляют красители, стойкие к восстановителям (некоторые основные, кислотные и др.). Резервирование с помощью сплавов канифоли, воска, стеарина и др. состоит в печатании на шелковой ткани резервной краски, высушивании и крашении в красильном растворе при t° не выше 35°. Для этой цели применяют индиго, основные и нек-рые кислотные красители. После крашения и промывки резервирующие вещества (воск и др.) удаляют растворением их в бензине и других растворителях. Выбор красителей для печатания обусловливается видом волокнистого материала (хлопок, лен, шерсть, шелк, искусственный шелк, смешанные волокна и др,), назначением товара (подкладочный, рубашечный, плательный, платочный и др.), прочностью окрасок, стоимостью товара, стадией механической обработки (ткань > пряжа, чесаная лента и др.), способом печати (ручная, машинная, аэрографная печать) и др.

Печатание на хлопке. Наибольшее значение и распространение имеет печатание тканей-ситцепечатание. Подготовка тканей к печати заключается в опаливании, в очистке (расшлихтовке), отварке, отбелке, стрижке, очистке от нуха, накатке на ролики (или укладке в пачки), иногда (ири печатании клеток, полос) в ширении, а для чесаного товара еще и в. ворсовке. Непосредственное (гладкое) печатание находит в С. наибольшее применение, причем в зависимости от назначения, сорта тканей и т. п. печатают протравными, основными, кубовыми, ледяными, сернистыми, субстантивными, минеральными (альбуминными) красителями и черным анилином. В настоящее время большим райпространением пользуются восстановительные вытравки, главным образом гидросульфитные, с помощью которых получают бель по ледяному (паранитранилину, а-нафтиламину, паракоричневому и др.) и субстантивному кра-



шению. Для расцветок применяют основные, нек-рые протравные (галлоцианины, ализарин, восстановленный черный и др.) и кубовые красители. Печатание механических резервов (вап) под индиговое крашение находит применение гл. обр. в ручной набойке. Различают следую-ище группы торговых сортов нацечатанных хлопковых тканей в зависимости от их назначения: ситцевая, бязевая, сатиновая группы, плательная группа-демисезонные (гарус, саржа), летние (фуляр, армюр, вольта, батист), зимние (бумазея, фланель), одежная группа (трико, молескин), подкладочная (ластик, саржа), азиатская группа (ситец, чалма и др.), платочная (платки головные, носовые) и рубашечная группа и др. Для облегчения калькуляции напечатанных тканей совершенно условно классифицируют их по номерам в зависимости от сложности рисунка, вальиости, расхода краски, сложности расцветки и др. Напр.

1, 2, 3-ткани с простым рисунком (полоски, горошек), №№ 4, 5-крытый одноваль-ный и двухвальный рисунок и простой трехзальный, 6, 7-простые и сложные много-вальные (до № 8) рисунки, № 8-многовальный грунтовой рисунок, № 9-бель по индиго (светлому) и № 10-все остальные сорта. Расход печатной краски на 1 кусок хл.-бум. ткани (42,7 м) до 3 кг, обычно 750-1 200 г.

Печатание на хлопковой прянее в мотках применяется в настоящее время редко. Пряжу отваривают в растворе соды, отбеливают и иногда слегка шлихтуют (подкрахмаливают) во избежание растечек печатных красок. Печатают обычно основными, протравными, субстантивными, кубовыми, ледяными красителями и черным анилином. Вытравки применяют почти исключительно восстановительные (гидросульфитные, с SnCla) по субстантивному и ледяному крашению. В нек-рых случаях печатают чулочные изделия вручную или на печатных машинах по способам, в общем мало отличающимся от печатания х.допковой ткани и пряжи. Печатание на льне и пеньке производится гл. обр. на тканях (мебельных, скатертях и др.) вручную, а также с помощью аэрографа. Перед печатанием ткани отбеливают, печатают обыкновенно прочными красителями-кубовыми (индантренами), протравными, ледяными, черным анилином и реже основными. Вытравки применяют восстановительные (гидросульфитные) по субстантивному крашишю-бель и расцветки (основными и кубовыми красителями). Из резервов печатают механические (вапы).под индиговое крашение.

Печатание на джуте. Перед печатанием джут отваривают в растворе соды и отбеливают. Печатают обыкновенно кислотными, основными, субстантивными и редко протравными красителями.

Печатание на искусственном шелке. Печатание на вискозном, медноамми-ачном и нитрошелке, представляющих регенерированную целлюлозу, в общем сходно с печатанием на хлопке; производится оно преимущественно в виде тканей и отчасти пряжи в мотках. Подготовка к печатанию заключается в опалке, очистке (расшлихтовке), отварке в растворах мыла и соды и редко в отбелке. Печатание осуществляется вручную, на печатных машинах и с помощью аэрографа основными (с таннином, катанолом, закрепителем), протравными, субстантивными, кубовыми, ледяными красителями и черным анилином. Вы-

травки здесь применяют восстановительные (гидросульфитные) по субстантивному и ледяному крашению-бель и расцветки основными и кубовыми красителями. Иногда печатают резервы под черный анилин (бель и расцветка основными и кубовыми красителями). Печатание на ацетатном шелке, представляющем уксуснокислые эфиры целлюлозы, не сопряжено с теми затруднениями, как его крашение, причем многие красители, неприменимые для крашения, здесь находят применение. Однако при печатании на ацетатном шелке встречаются с затруднением получения четких с резкими контурами рисунков из-за диффузии красителей на волокне после печати. Кроме обычных красителей-основных (с таннином), протравных и кубовых--для печатания ацетатного шелка применяют специальные красители-целли-тоновые, целлитон-прочные и целлит-прочные. Подготовка ацетатного шелка к печати (в виде тканей и пряжи в мотках) заключается в промывке в мыльно-содовых растворах. Печатные краски состоят из растворов или суспензов красителей в воде или органич. растворителях (напр. ацетоуксуснокислом эфире) и загустки (обыкновенно камедной). Проводка после печатания и сушки состоит в запаривании, в запарке -1 час и промывке в воде. Вытравки по целлитоновым и целлитовым окраскам производятся по гидросульфитному способу, причем здесь получают бель и расцветки основными и протравными красителями.

Печатание на шерсти производится главным образом в виде камвольных тканей, платков, флагтуха (ткани для флагов), пряжи в мотках (для ковров, трикотажа и др.) и камвольной ленты (печать Вигуре) вручную на печатных машинах и аэрографом. Подготовка к печати заключается в промывке (в мыльно-содовых растворах), иногда отбелке (SO2H2O2), хлорировании (кроме камвольной ленты) и станнировании. Наиболее распространено непс-средственное печатание основными кислотными, субстантивными, хромировочными и протравными красителями (редко кубовыми). Вытравки применяются восстановительные (гидросульфитные, Zn-пылью и SnClj) для получения бели и расцветок (нек-рыми кислотными субстантивными и основными красителями) по кислотному, субстантивному и отчасти хромировочному крашению. В нек-рых случаях печатают резервы (с помощью Zn-пыли и NaHSOg гидросульфитов) под печать кислотными красителями.

Печатание на шелке производится на тканях и пряже в мотках, вручную, на печатных машинах и часто аэрографом, и в общем оно напоминает печатание на шерсти. Подготовка шелка к печати сводится к отварке (обесклеи-вание) и редко отбелке. Чаще всего применяется непосредственное печатание основными (с таннином и без него), кислотными, субстантивными, хромировочными, протравными красителями, а иногда кубовыми и черным анилином. Вытравки преимущественно печатают восстановительные (гидросульфитные с SnClj и Zn-пылью) по кислотному, субстантивному крашению для получения бели и расцветок (некоторыми основными и кислотными красителями). Резервы применяют в тех случаях, когда вытравки дают малоудовлетворительные результаты. Резервы распространены гл. обр. механические (вапы) с помощью смол, воска и др. под крашение индиго и другими кубовыми красителями, а также основными и кислотными



(при t° крашения не выше 30° в течение от 10 мин. до IV2 час); применяются также химич. резервы с цинковой пылью и NaHSO., или с гидросульфитами под печатание некоторыми кислотными и . субстантивными красителями.

Печатание на смешанных волокнистых материалах, состояш;их из двух и более различных видов волокон, производится преимущественно на тканях вручную, на печатньгх машинах и аэрографом. Способы печатания разнообразны в зависимости от применяемых волокон: смешанные ткани, изготовленные из растительных волокон, хлопка и льпа (полульняные), подготовляют к печати и печатают аналогично льняным, а ткани из х.яопка и искусственного шелка подготовляют и печатают аналогично искусственному шелку. Смешанные ткани, состоящие из растительных и животных волокон-полушерстяные (хлопок и шерсть), подвергают мойке, иногда отбелке, хлорированию и станнированию и печатают кислотньши, субстантивными, основными (с таннином), протравными и иногда кубовыми красителями аналогично шерстяным тканям. Полушелковые ткани (шелк и хлопок) отваривают, редко отбеливают и печатают основными (с таннином), субстантивными, кислотными, протравными, а' иногда кубовыми красителями и черным анилином. Ткани, изготовленные из шерсти или шелка с искусственным шелком, промывают в мыльно-содовых растворах и печатают основными (с таннином), субстантивными и протравными красителями. Печатание смешанных тканей, состоящих из животных волокон (шерсти и шелка), производится аналогично шерсти и шелку, гл. обр. основными, кислотными и субстантивными красителями.

Лит.: Шапошников В., Общая технология волокнистых и красящих веществ, М.-Киев, 1926,- Петров П., Викторов П., Малютин Н., Химическая технология волокнистых вен1еств, Ив.-Возпесепск, 1928; Федоров С, Руководство по белению, крашению и печатанию хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых изделий, М., 1923; Георгиевич Г., Химич. технология волокнистых веществ, пер. с нем., СПБ, 1913; Орлов Н., Основные начала крашения и печатания, Киев, 1911; Пора й-К о ш и ц А., Отбельио-красильно-набпвиой промысел, СПБ, 1913; С и в о л о б о в А., Красильное искусство, СПБ, 1901; Липатов С, Коллоиднохимич. основы крашения, Пв.-Вознесенск, 1928; 3 в о р ы I! ц н А. и Ф р о л о в С, Ситец, Ив.-Воз-несенск, 1925; X о л л А., Аппаратура для беления, крашения, печатания и отделки в текстильной промышленности, пер. с англ., М.,1929; К р а й с П., Успехи текстильной химии, пер. с нем.. Л., 1926; Р у г г л и П., Практикум по крашению и анализу тфасителей, пер. с нем., Л., 1929: П и ю д о м М., Крашение и печатание, пер. с франц., СПБ, 1896; Соболев, Набойка в России, История и способ работы, М., 1912; Ост Г., Химич. технология, пер. с нем., 2 изд.. Л., 1931; Герцог Р., Искусственный шелк, пер. с нем., М., 1929; Красочная фабрика Фарбверкс, Краткое руководство для набивки растительных и животных волокон, 1923; К а л а ч е в А., .Лебедев А., Морозов В., Сборник отчетов производственных экскурсий, Москва, 1930; Вознесен-с к и й Н., Печатание, Москва, 1927; К и р шт е й н Б. и X о р е ц к и й Н., Заварка, Иваново-Вознесеиск, 1929; .Лебедев И., Приготовление плюсов и красок в ситцепечатном деле, Ив.-Вознесенск, 1928; Гильман А., Печатание и отделка хлопчатобумажных тканей, М.-Л., 1931; Л а н д е X о в с к и й П. и Т ю р и н П., Печатные машины,Ив.-Вознебенск, 1928; С и и х и н М.,Как печатается ситец, Л., 19 32; его же, Браки ситценабивных машин, Л., 1932; К и р ш т е й н Б., Спутник красковара, М.-Л., 1931; Рогинская Ф., Советский текстиль, Москва, 1930; Вознесенский П., Крашение и печатание (лабораторный практикум), Москва, 1930; Р а з у-мовП. иШмелев М., Черный анилин в печатно-нафтолированном товаре, ИТПТ , 1929, i, стр. 70; Ш а-гин Г., Холодный способ приготовления загусток, там же, 1929, 2, стр. 72; П о з д е е в М., О загустках, там же, 1928, 3; Т ю р и н Л. и Н е б а р о в В., Искусственный трагант, там же, 1928, ,9; Викторов и Пономарев В., К вопросу влияния анионов протрав на оттенок красного ализаринового лака, там же, 1927, 21-23; К л ю ч а р е в С. и Марков С, К во-

просу рационализации рецептуры черноанилиновых красок, там же, 1929. 6; Вознесенский Н., Запарный черный анилин, там же, 1926, 29-30; Ч и .я и к и н М.. О черном анилине, там же, 1925, 32-33; Малютин Н.. О составе пафтолов ряда AS, оснований и рапидпрочных красок, там же, 1926, о; Борисов А., Важнейшие факторы методов ситцепечатания, там же, 1928, 1; Браун П., К вопросу о расцветке черноанилиновогп крашепия, там же, 1928, 1; Ч и л н к п н М., Заказы и расписания по производственным признакам, там же, 1928, 2; С а 3 а н о в П. иСветляков К., К вопросу о влиянии нейтральных солей на закрепление протравных окислов хрома и алюминия в запарке, там же, 1928, в; X а р ац С, Новый способ применения закрепителя Т в печати, там же, 1928, 6: Руденко Л., Расцветки индигозопями по черноаяилиновому фону, там же, 1928, 9; его же, 1 асцветки индигозо.лями по хромовым плюсам, там же, 1928, 11; Разумов В. и Кононов А., Печатная машина в 3 краски для работы без чехла, там же, 1930, 12; Прохоров И., Практика применения индигоидных красителей в печати, там же, 1930, 4-5; ЛомановичА, иВенецкая Е., Изучение условий варки траганта, там же, 1930, 3: А у э р Л., О работе стандартной комиссии красильно-отделочпой группы х.лопчатобумажной промышленности, там ше, 1930, 12: Ислентьев П., Перспективы спабженпя красителями и химматериалами, там же, 1931, 2; К о-л ь е в А. и Р о г о в и н 3., К вопросу о применении пектинового клея в текстильной промышленности, там жо, 1930, if; А н д р е е в В., К вопросу применения морских водорослей в качестве загустителя, там же, 1930, 8-9; Козлов М., О прочности ткани при крашении черным анилином, там же, 1930, 3; П л а я о в с к и й Н., Известия Ив.-Вознесенского политехнического ин-та , 1921, 4, стр. 137; Handbuch des Zeugdrucks, herausgegeben v. Georgievics Ст., НаИег R. u. Lichten.steln L., Leipzig, 1927-30; П a J 1 er П., Chemische Technologic d. Bauni-wolle, Technologic d. Textillasern, lirsg. v. R. Herzog, B. 4, T. 3, В., 1928; И e e г m a n n P., Enzyklopadie d. textilchemischen Technologie, B 1930; Heermanii P., Technologie d. Textilveredelung, 2 Aufl., В., 1926; G c-0 r g i e V i с .4 G., Lehrbuch d, chemisclien Technologie d. Gcspinnstfasern, 4 АиП., В., 1924; Brass К., Praktikum d. Farberel u. Druckerei, 2 Aufl., В., 1929; G n e h m R., Taschenbuch f. die Parberei mil BenJcksichtignng d. Druckerei, 2 Ann., В., 1924; W e 11 z i e n W., Chemische u. phisikalische Technologie d. Kunstseiden, Lpz., 1930; S chu 1 z G. u. I u 1 1 u s P., Farbstofftabellen, 7 АпП., В. 1, В., 1928; и 1 г i с h G, u. G 1 a I e у H., Chemische Technologie d.WoIle u.die zugehorigen Maschinen,Technologie d. Textillasern, hrsg. v.R.Herzos, B.8,T.3, В., 1931: Ley H, u.RaemlschE., Technologie u. Wirtschaft d. Seide, Technologie d, Textilfasern, hrsg. v, R. Herzog, B. 6, T, 2, В., 1929; Axmacher A., Praktischer Fiihrer durch d. Zeugdruck, B. 1-2, Hannover, 1918: H e e г rn a n n P., Farberel u. textHchemische Unter-suchungen. 5 Auf)., В., 1929; Lange O., Die Schwe-lelfarbstoffe, 2 Aufl., Lpz., 1925; S i I b e r m a n n H.. Maschinen zum Bedrucken von Textilstoffen, Lpz., 1913; L a u b e г E., Handbuch d. Zeugdrucks, B. 1-4, Lpz., 1902-28; Knecht E. a. Fothergill .Т., The Principles a. Practice of Textile Pzinting, 2 ed., London. 1924; BASF, Druckerei, Ludwigshafen, i921; С a s s e 11 a L Druck von Wollgewehen, Frankfurt a/M.; С a s s e 11 a L.. Kleines Handbuch d. Farberel (Druckerei), 2 Auf-lage, 1924 ; Bayer F., Zeuedruck, 2 Auflage, Elber-feld, 1922. Д. Грибоедов.

СИТЦЕПЕЧАТНАЯ МАШИНА, см, Ситцепе-чаташье.

СИФОН, специальное приспособление с изогнутой в виде колена замкнутой полостью д.ля переливания воды или другой ншдкости из сосуда с более высоким в сосуд с более низким уровнем. Действие С. основано на давлении атмосферного воздуха, уравновешивающем находящийся под вакуумом столб воды высотою 10,33 м (фиг. 1). В действительности не представляется возможным достигнуть полного раз-рен^ения воздуха и поднятия воды на 10,33 м,: а лишь на 80-90% этой теоретич. высоты. Кроме того вакуум уменьшается вследствие давления паров воды, соответствующего t° поднимаемой С, воды. При определении высоты подъема воды в С, необходимо также учесть потерю напора от трения воды о стенки восходящей части сифонного трубопровода,

В сифонном трубопроводе наибольшая высота Hg подъема воды:

Яз = 10,ЗЗг/-(/г, + р), (1)

где Tj-кпд С, равный 80-90%; р-давление



паров воды, соответствующее t°, протекающей через С. воды; hg-потеря напора от трения в трубопроводе. Величиной р по ее малости

обыкновенно пренебрегают. Тогда ф-ла (1) принимает вид:

Я,= 10,33 ?-??з. (2) С. будет действовать лишь при соб.дюде-нии условия, чтобы согласно расчетной схеме (фиг. 1)его вершина находилась ниже напорной линии. фJJJ. j Чем больше высота h

напора в сифоне, тем больше производительность последнего. Количество воды, поднимаемое сифоном,


d5h I

где d-внутренний диам. сифонного трубопровода в м; h-потеря напора в ж на длину I; !- длина сифонного трубопровода в м; с-коэф. Шези, равный по Куперу:

с=-: (4)

m-hVR

т-коэф. шероховатости стенок труб, равный 0,25 при воде хорошего качества, 0,30-при воде менее хорошего качества, 0,35-при сильно инкрустирующей воде, 0,40-при очень сильно инкрустирующей воде; ii-средний гидравлический радиус. Из ф-лы (3) внутренний диаметр d сифонного трубопровода

/Ш- (5)

Если высота падения Hf (фиг. 2) настолько велика, что в отводящем (напорном) рукаве. С. получается большая скорость течения воды, чем в подъемном (всасывающем), то происходит срыв струи и С. перестает работать. Чтобы не было срыва струи, необходимо, чтобы расстояние между напорной линией и ближайшей к ней наружной поверхностью С. было не менее 2 м.

Скорость течения водь! в подъемном рукаве м. б. определена по ф-ле:


-У -1Г'

(7) 9,81

В отводящем рукаве скорость воды, обусловливаемая высотой падения будет:

= /2fir(H-fe- 10,33/0 где д-ускорение силы тяжести, равное м}(ж^, hj-потеря напора, равная

У^,- (8)

df-диаметр отводящего рукава С; Ц-длина отводящего рукава С; х-коэф., к-рый можно определить по ф-ле:

0,00259(??l+0,5/rf/-)2 - - (9)

Мезкду величинами и и с существует следующая зависимость:

.= л- (10)

По этой ф-ле = 0,0038 для труб 0 80-100 мм; =0,0030 для труб;гГ от 125 мм; = 0,0025 для средних и больших диаметров труб; =0,0016 для труб jZT 600 мм (по Смрекеру). Для приближенных расчетов коэф. 1Пези м. б. взят равным для труб: по Тадини с = 50,0; по Эйтель-вейну и Дюпюи с = 50,9. По Вайрауху для d = = 2004-300 мм с = 50,0; для d = 300-400 мм с = 52,0; для d > 400 мм с=60,0. По Форхгей-меру для гибких рукавов величина с варьирует в пределах 43-69.

В последнее время С. получи.д применение в плотинах (см.) в качестве автоматич. регулятора уровня воды в водоеме (фиг. 3). Существенным в этих случаях применения С. является то, что отверстие для вытекания лежит ниже уровня нижнего бьефа и истечение происходит под водою. Если уровень верхнего бьефа находится на высоте, показанной на фиг. 3, то происходит простое переливание воды через край и С, причем рас?год воды всецело зависит от превышения уровня верхнего бьефа над краем и. С дальнейшим же повышением уровня верхнего бьефа вода заполнит весь С, к-рый начинает с этого момента действовать. Величина скорости V истечения воды зависит тогда от разности уровней верхнего и нижнего бьефов, вследствие чего сток воды будет происходить


Фиг. 3.

значительно

большей

скоростью.

чем при


Г. Э. т. XXI.

щниженный

Фиг. 4.

обыкновенном водосливе (см.). С. применяются также при сборе грунтовой воды каптирующими колодцами. В этом случае последние соединяют С. со сборным колодцем, из к-рого вода подается в напорный резервуар. С. в этом случае (фиг. 4) состоит из длинной сифонной трубы, уложенной ниже глубины промерзания грунта, и двух вертикальных колен, опуш,ен-ных в каптирующий и сборный ко.лодцы. Для облегчения выхода воздуха сифонную трубу укладывают с подъемом к сборному колодцу, причем этот подъем в зависимости от длины сифонной трубы варьирует в пределах от Дов (при короткой трубе) до /аооо (при длинной трубе); скапливающийся в самом возвышенном

месте трубы воз--Г i- дух выкачивают

воздушным насосом (вакуум-насосом) или вытесняют путем наполнения С. водой. Если по местным условиям приходится сифонную трубу укладывать с изломами или перегибами, то воздух забирается в высших точках этих изломов или перегибов. При длинньгх сифонных трубах таковые могут быть распололеены (по Тиму) уступами (фиг. 5), причем точки и соединяются с общим воздухопроводом. Сифонные колена д. б. опу-




щены в воду колодцев на 1 л* ниже наиболее низкого уровня воды в них. При тщательном выполнении работ длина сифонной трубы м. б. до 1 800 м и даже более. Наибольшая свободная высота колен (т. е. высота колена за исключением высоты погружения его в воду при наинизшем уровне ее) для безопасности эксплоатации по Гроссу д. б. не свыше 7 м; в общем можно ограничиться свободной высотой колен в 7-8 м. Скорость течения воды в С. обыкновенно принимают равной 1 м/ск (по Гроссу скорость не должна превышать 0,75ж/ск). В действие С. приводятся путем выкачивания из них воздуха или нанолнения их водой. При присоединении к сборному колодцу нескольких каптажных колодцев ставят на всех ответвлениях задвижки, позволяющие выделить тот или другой колодец на случай ремонта или осмотра его. Для уменьшения количества проникающего в С. извне воздуха трубы укладывают с возможно тщательной заделкой стыков, проверяя герметичность их на вакуум в 8-10 м вод. ст. в продолжение суток.



Фиг. 6.

Фиг. 7.

Трубы для с. берут обыкновенно чугунные раструбные. Глубокие подземные сифонные трубы прокладывают в туннелях; при отсутствии туннелей надлежит обратить сугубое внимание на устройство прочной постели для труб С. При плохом грунте прибегают к устройству искусственной постели в виде напр. железобетонных плит или даже к сооружению туннелей с внутренними размерами, достаточными для прохода по ним рабочих с инструментами, запасными частями и пр. В тех же случаях рекомендуется прокладывать сифонные трубы в расстоянии не ближе ]1 5 Л1 от каптажных ко-

Фиг. 8.

лодцев, соединяя ЭТИ трубы с сифонными коленами отростками под углом не более 45° к сифонным трубам.

Для отсасывания из С. воздуха, проникающего извне, применяют специальные пароструйные и водоструйные аппараты, особые воздушные насосы и автоматич. приспособления. Для определения количества подлежащего отсасыванию воздуха можно по Принцу принять, что на каждые 1 000 xi? воды, получаемой в сутки при высоте всасывания

6-7 ж, приходится 0,8-1,0 л/ск воздуха. При коротких и подающих мало воды С. часто бывает достаточно удалить воздух из С. при зарядке путем наполнения его напорной водой. Наиболее целесообразным Принц считает применение поршневых воздушных насосов, причем при длинных сифонных трубах распола-


гают перед насосом особый воздушный резервуар. На фиг. 6 изображена автоматич. установка с пароструйным воздуховсасывающим аппаратом Кертинга, могущим подавать воду с глубины 8,5 ж. Аппарат расположен внутри воздушного колпака А и приводится в действие от поплавкового клапана. После уда.яе-ния воздуха из С. работа аппарата автоматически прекращается. В-водоуказатель, Н- сифонный трубопровод, Х>-паропровод, V- вентиль, L - воздуховсасывающий прибор, С-труба, отводящая конденсационную Воду вместе с воздухом. Фиг. 7 представляет установку в сборном колодце с воздуховсасы-вающими аппаратами Кертин-w га, где Н-сифонный трубо-дгЁ:-. т провод, -Lj И -воздуховсасы-< вающие аппараты, предназна-

ченные: большой-для работы при зарядке С, а малый-для откачки воздуха во время работы е.; D-трубопровод

Фиг. 10.

ДЛЯ рабочей напорной воды; S-всасывающая труба, по к-рой вода подается из сборного ко--лодца в напорный резервуар. В высшей точке сифонного трубопровода расположен воздушный колпак с водоуказателем. Водоструйный воздуховсасывающий аппарат Кертинга забирает воду с глубины 7-8 ж при 10 ж рабочего давления. Аппараты Кертинга, применяе-лтые для небольших С., представляют собой систему конич. насадок (сопел) и приводятся в действие рабочей напорной водой или паром. При малых устройствах довольствуются одним аппаратом. Помимо аппаратов сист. Кертинга имеется много других конструкций аппаратов для автоматич. откачки воздуха из С.

Для автоматич. удаления воздуха, из С. без особых приспособлений Линдлей предложил устроить С. ступенчатым из нескольких участков (фиг. 8). На каждом участке' имеется сифонная труба большего диаметра уложенная с подъемом в Дооо к-рая на конце



1 2 3 4 5 6 ... 49

© 2003-2018